Фото: Екатерина Цветкова
В эти дни, 11 и 12 мая, на основной сцене МХТ имени Чехова в рамках ежегодного фестиваля искусств "Черешневый лес" проходят премьерные показы спектакля Виктора Рыжакова "Dreamworks* *Мечтасбывается" по пьесе Ивана Вырыпаева. Англоязычное название отсылает к эстетике голливудских фильмов, и нарочитая кинематографичность – та атмосфера, в которой разворачивается драматическое действо, с разговорами с призраками ушедших в небытие любимых, с друзьями, унесенными вихрем пороков. Вырыпаев не пытался завуалировать свое послание, но вложил четкую его формулировку в уста одной из героинь спектакля: мечты – это наша работа, которая во что бы то ни стало должна быть сделана хорошо.
Филипп Янковский сыграл в "Dreamworks" главную роль, образ в чем-то очень специфичный, свободный от налета цинизма, даже излишне романтизированный. Его герой Дэвид три месяца назад потерял любимую женщину, жену Мэрил. Художники Мария и Алексей Трегубовы подчеркнули его состояние надломленности и отчаяния, решив окружающее пространство в черно-белых тонах.
"Иван Вырыпаев – очень глубокий, тонкий автор, – рассказал на пресс-конференции Янковский. – Эта пьеса про любовь и ее поиски. Как и у любого серьезного автора, у Вырыпаева существует определенная стилистика исполнения его произведений. Я играю в МХТ в спектакле Константина Богомолова "Карамазовы". У Достоевского своя структура текста, у Вырыпаева – своя… К роли Дэвида я шел руководствуясь принципами Станиславского – через сознательную психотехнику артиста – к подсознательному творчеству природы. Неважно, близко ли мне то, что испытывает мой герой. Актерская задача состоит в том, чтобы пропустить через себя материал, с которым он работает, и в момент выхода на сцену стать конкретным персонажем. А потом, когда спектакль закончится, смыть с себя образ и стать собой".
Вырыпаев, как правило, разворачивает события в пространстве западной культуры, но режиссер и актеры "Dreamworks" видят в его историях общечеловеческие проблемы. "Мы и наши дети выросли на американском кино. Герои, которые носят иностранные имена – это большая условность, – говорит Виктор Рыжаков, для которого нынешний спектакль – третий опыт работы с драматургией Вырыпаева. – Это история о нас, о ценностях, которые мы потеряли и хотим вернуть. Мечты сбудутся, если работать над ними. Эта простая мысль должна попасть в концепт каждого человека.
Мы потеряли веру в самое главное – человек может все, если будет к этому стремиться. Мы потеряли цель, понимание своего предназначения. Жизнь – любовь. Без любви человек погибнет. Это может казаться банальной, пафосной речью, но кто из нас хочет прожить свою жизнь в рабстве условий сегодняшнего мира, тех обстоятельств, которые диктует нам мир? Надо пытаться освободиться. Об этом наша история, рассказанная с громадной иронией. Уже не осталось вещей, которые бы мы не обсмеяли. Герои нашего спектакля, упиваясь ложными ценностями, разговорами о буддизме, о деньгах забывают о том, что существуют простые человеческие отношения, которые требуют большого труда. И жизнь складывается не только из зарабатывания денег. Необходимо трудиться духовно".
Фото: Екатерина Цветкова
Роль Ирины Пеговой не центральная, но актриса, впервые появляющаяся перед публикой в маскарадном костюме Чарли Чаплина, узнаваема и чуть комична в угловатых движениях, пародирующих легенду немого кинематографа. Ее Салли, тем не менее, не имеет отношения к ситкомовским образам. Девушке придется жестоко расправиться со своим неверным мужем. "Она любит его, поэтому и решается на такой отчаянный шаг, чтобы он, Фрэнк, не оказался на самом дне. Он – страшный человек. Салли просто вовремя останавливает его жизненный процесс".
Столичный зритель сможет посмотреть новый спектакль завтра, 12 мая, 28, 29 мая, а также три раза в июне – 5, 29 и 30 числа.