Фото: m24.ru
В начале мая в центре Москвы 89 троллейбусов заменили низкопольными автобусами с двигателями "Евро-5". Эти изменения вызвали бурную реакцию москвичей, однако, по утверждениям властей, затронули фактически лишь 6% троллейбусного парка. Пассажиров метро ждут новые вагоны с интерактивными сенсорными экранами, на которых можно будет проложить себе маршрут. Что касается инфраструктуры для автомобилистов, то осенью может быть принято решение, каким образом разгрузить переполненные парковки в центре города. Москва также предложила сузить парковочные места. О развитии навигации и транспортных сервисов в столице в интервью m24 рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.
– Максим Станиславович, вы являетесь одним из самых обсуждаемых чиновников в московском правительстве. Влияет ли это на вашу ежедневную работу, на принятие решений?
– Первое: я уверен в решениях, которые мы принимаем. Они правильные и разумные, я лично готов за них отвечать. Они воспринимаются по-разному, но все направлены на то, чтобы Москва стала самым лучшим, безопасным и комфортным городом для пассажиров городского транспорта, автовладельцев и всех других участников дорожного движения.
Более того, мы постоянно обсуждаем наши действия с экспертами. Недавно приняли решение создать научный совет при департаменте транспорта, куда пригласим ведущих преподавателей и ректоров высших учебных заведений Москвы. В первую очередь в совет войдут представители транспортных вузов, таких как МИИТ, МАДИ, а также экономических вузов, так как транспортная сфера нуждается в экономических расчетах тарифов, в маркетинге и, конечно, в качестве обслуживания москвичей.
Советоваться хочется именно с представителями науки. Есть много энтузиастов, которые не имеют ни профильного образования, ни опыта работы, но постоянно дают нам советы. Пусть дают, это не значит, что мы не готовы слушать, наша задача – выслушать максимально всех, выбрать вместе с профессионалами здравые идеи и претворить их в жизнь.
За многие инициативы я несу личную, персональную ответственность
– Как вы относитесь к тому, что многие люди апеллируют лично к вам?
– Это совершенно правильно. Многие инициативы прорабатываются и принимаются моим ведомством, и я несу за них личную, персональную ответственность. Я это понимаю и всегда за личное общение.
Фотогалерея
– Вы успеваете отдыхать, находить баланс между отдыхом и работой?
– У меня задача одна – максимально много работать. Сколько? Столько, сколько нужно, чтобы достигать целей, которые ставят передо мной москвичи, мэр города, правительство Москвы. Поэтому об отдыхе я не думаю.
Москва и Таллин несравнимы
– Какой вы видите идеальную Москву?
– Идеальная Москва – это город, где места хватает и автомобилистам, и пассажирам общественного транспорта. Все довольны соседством друг с другом и пользуются каждый своим видом транспорта с удовольствием, понимая, что доедут вовремя, комфортно проведут время в пути. В городе совсем мало аварий и сбоев, а жители счастливы и горды тем, что так хорошо настроена транспортная система в Москве.
– Сейчас она далека от описываемого вами идеала?
– Нет, не далека. Но надо много работать всему транспортному комплексу, чтобы это стало реальностью.
– Вы сравнивали транспортную систему Москвы и Таллина? И можно ли двум городам что-то перенимать друг у друга?
– Могу сказать, что это совершенно несравнимые вещи, так как в Таллине живет около 500 тысяч человек, как в одном из районов Москвы. В Таллине люди активно пользуются городским транспортом, считая это разумным. Они выбирают его, потому что так доехать быстрее, комфортнее и выгоднее, а также получается с толком провести время.
– Да, но там и общественный транспорт другой, у нас подчас ехать не очень комфортно.
– У нас есть стереотип о том, что за границей все лучше. Отвечаю: – это не так. Уже сегодня наш городской перевозчик ГУП "Мосгортранс" – крупнейший в Европе оператор наземного городского транспорта – обладает самым молодым парком по сравнению с крупнейшими городами Европы, не говоря уже о Таллине. На улицах Москвы есть еще старые маршрутки, но они уже начали уходить в историю, на их место выходят отличные, комфортные и современные городские автобусы. Нам есть чем гордиться в московской транспортной системе. И ни в одном городе мира руководство не уделяет столько внимания транспортным вопросам, сколько это делается в Москве.
Мои дети учатся в Московской области в обычной муниципальной школе.
– Где вы планируете жить в ближайшие 20-30 лет и растить детей?
– Планирую просто жить. (Смеется). Я хочу жить только в Москве, и по-другому себе даже не представляю. Сейчас мои дети учатся в Московской области в обычной муниципальной школе.
– Говоря про детей, не могу не спросить про беременных женщин. Многие развитые города делают специальные парковки для беременных, в том числе на территории торговых центров. В некоторых местах даже появилась такая разметка. Уточню, что она носит информационный характер и не администрируется. Что вы думаете, могут ли такие парковки стать частью городской системы?
– Во-первых, мы поддерживаем подобные инициативы, особенно исходящие от торговых центров, которые стараются улучшить свою доступность. С точки зрения городской системы, сейчас много штрафов выписывается автомобилистам, занимающим места маломобильных граждан. То есть пока количество штрафов говорит о том, что многие автомобилисты не очень обращают внимание на эту разметку, бросают машину и создают проблемы для маломобильных граждан.
Города в Европе и в Америке тоже не сразу пришли к парковкам для беременных. Парковочная политика у них формировалась многие десятки лет, а наша – всего лишь три с небольшим года. Я думаю, что эволюция развития парковочного пространства к этому придет.
Кроме того, в городском транспорте звучат объявления о необходимости уступать места маломобильным гражданам и беременным женщинам. Но если человек воспитанный, то ему никакие объявления не нужны, для него это само собой разумеющиеся вещи. А если человеку в семье не объяснили, как себя вести, то ему, наверное, будет не важно, есть такие правила или нет.
– С другой стороны, вы же насильно прививали культуру парковки, вводя штрафы, не так ли?
– Правила парковки уже десятки лет прописаны в правилах дорожного движения, просто много лет никто не занимался контролем за их соблюдением.
Мое мнение, что не только платная парковка стимулирует водителей правильно вести себя на дороге, и штраф здесь точно не главное. Бросать свою машину, которая создает проблемы для десятков тысяч других автомобилистов, аварийные ситуации, мешает движению автобусов и пешеходов, и вести себя на дороге в стиле "мне надо, и пусть меня весь мир подождет" – становится стыдно, не красиво и не вежливо. Я думаю, что развитие в целом происходит постепенно, лет шесть назад в Москве с опаской можно было перейти по нерегулируемому пешеходному переходу, сейчас же подавляющее большинство автомобилистов сразу же останавливается, как только человек начинает переходить по пешеходному переходу. Никто не сигналит, не подгоняет, можно спокойно перейти улицу. Это и есть взаимное уважение на дороге. Мы становимся вежливыми, сознательными, относимся с большим уважением друг к другу. Нарушений парковки, как и ДТП, в целом становится в нашем городе меньше. Это самое главное, значит, мы идем в правильном направлении.
– Планируете расширить зону платной парковки до ТиНАО?
– Платная парковка должна появляться точечно там, где это действительно необходимо.
Введение прогрессивного тарифа, по нашему опыту, действительно позволяет разгрузить парковочные места
– В центре много мест, где загрузка платного паркинга уже превысила 100 процентов. Планируете дальше вводить прогрессивный тариф?
– Мы собираем статистику загрузки, проанализируем количество парковочных сессий и загруженность мест. Введение прогрессивного тарифа, по нашему опыту, действительно позволяет разгрузить парковочные места. Примерно к концу лета у нас уже будет набрано достаточно данных для анализа.
Плюс, мы попросили Московский автомобильно-дорожный институт нам помочь, и примерно к сентябрю мы вместе сформируем позицию о том, каким образом снизить очень высокую загрузку на ряде парковочных мест в центре города. Распространение прогрессивного тарифа – это один из возможных вариантов решения этого вопроса, но базовый тариф первого часа не изменится в любом случае.
– Другие варианты снижения высокой загрузки рассматриваете? К примеру, ограничение времени сессии.
– Пока основной сценарий – это уже используемый прогрессивный тариф. Мы должны действовать поступательно, а не "прыгать" от одного ограничения к другому. Развитие должно идти поэтапно, тогда оно приведет к привычке. Решение, которое себя оправдало, – это введение прогрессивного тарифа в центре: чем дольше стоите, тем больше платите. Это разумно. Дорога для того, чтобы ехать.
– На нескольких улицах знаки, запрещающие паркинг, не работают в ночное время. Будете продолжать этот проект?
– Сейчас у нас 50 мест на 14 улицах попали в зону эксперимента. На большинстве улиц, где проходит эксперимент, не зафиксировано ни одного нарушения. В общей сложности мы вынесли не более 250 административных постановлений – для такого длительного срока, (более полугода, ) это небольшая цифра. Нам нужно еще полгода для принятия решения о том, продолжать этот проект или нет.
– Скажите, пожалуйста, а на какой стадии ввод плоскостных парковок в спальных районах?
– На сегодняшний день на 45 таких парковках доступно порядка четырех тысяч машино-мест. Цены на стоянку назначаются индивидуально. В частности, с жителями и управами проговаривался вопрос размера тарифа на парковках именно в спальных районах, которыми будут пользоваться скорее только жители близлежащих домов. Некоторые такие парковки сейчас работают бесплатно в тех местах, где мы не приняли строительные работы от подрядных организаций из-за недоделок: кто-то плохо асфальт положил, кто-то сделал плохое освещение или систему въезда и оплаты.
Кроме того, мэр в прошлом году поручил нам не увеличивать ни на одну копейку цену месячного паркинга на этих плоскостных парковках. Это поручение четко выполняется – никакого роста тарифов на этих парковках не будет.
Мы предлагаем ввести дорожные знаки "Глухие пешеходы" и "Парковка для экскурсионных автобусов"
– Вы готовите новые поправки в ГОСТ?
– Во-первых, у нас есть предложения от москвичей по сужению ширины и длины парковочного места. Хотя у нас нет штрафов за то, что нарушена разметка внутри самой парковочной зоны. Вы можете ставить машину ближе, дальше от внутренней разметки, на нее, главное – не выходить за границу самого паркинга.
Во-вторых, специалисты Центра организации дорожного движения предлагают внести в существующие нормативы дорожный знак "глухие пешеходы". Он позволит привлечь внимание водителей там, где пешеходным переходом пользуются люди с ограничениями по слуху. Сейчас это информационная табличка, а не дорожный знак.
Третье: мы предлагаем организовать специальные парковочные места только для экскурсионных автобусов с помощью дорожного знака, дополнительной информации. Это важно для тех автобусов, которые совершают экскурсионные поездки, – парковка прочего транспорта на таких местах будет запрещена, похожие правила действуют на парковочных местах только для автомобилей такси.
– Скажите, когда АМПП перейдут полномочия от ГИБДД инспекторам, чтобы они могли штрафовать за "резидента", островки безопасности, "остановка", "второй ряд", пешеходный переход, "запрещена остановка"?
– На прошлом госсовете был поддержан принцип передачи ряда полномочий субъектам. Мы внесли все свои предложения в Министерство внутренних дел и Правительство Российской Федерации. Ожидаем, что уже в ближайшее время правительству Москвы будут переданы новые полномочия. Мы сможем администрировать остановку или стоянку транспортных средств на газонах, пешеходных переходах, в зоне остановок общественного транспорта, стоянку далее первого ряда от края проезжей части.
Изменения затронули всего лишь 89 троллейбусов из полутора тысяч, которые есть в городе, то есть менее шести процентов
– Сейчас одна из самых обсуждаемых тем – замена троллейбусов в центре города на автобусы. За майские праздники были приняты новые решения?
– Для начала отмечу, что изменения затронули всего лишь 89 троллейбусов из полутора тысяч, которые есть в городе, то есть менее шести процентов. Освободившиеся троллейбусы переставлены на другие маршруты. Это значит, что ни один троллейбус никуда не делся, его не распилили на металлолом, не убрали, а направили на усиление троллейбусных маршрутов, которые были, есть и будут. Поэтому никакой проблемы нет, во многом она придуманная. Мало того, за первые майские дни на смену 89-и троллейбусам уже пришли автобусы.
– Они уже курсируют по центру?
– Да, вместо троллейбусов. Кстати, мы уже зафиксировали очень хорошую динамику по выполнению расписаний, автобусы оказались динамичнее троллейбусов. Мы также провели опрос пассажиров, которые раньше пользовались троллейбусами, а сейчас – автобусами, все отметили улучшение качества обслуживания. Всем понравились низкопольные современные автобусы, с двигателями "Евро-5". В сервисе пассажиры ухудшения не заметили, только улучшение: автобусы стали чаще и быстрее ходить, в них больше места, есть кондиционеры.
– А что вы можете сказать москвичам, которые переживают по поводу отмены троллейбусов?
– Могу сказать одно: количество пассажирских мест в электрическом транспорте в городе будет увеличиваться (в первую очередь за счет трамваев). Вопросы экологии для правительства Москвы крайне важны и находятся под постоянным контролем.
Ссылки по теме
- Москва будет закупать около 50 трамваев ежегодно
- "Тройку" и "Стрелку" могут объединить через два месяца
- Метро объявило конкурс на торговлю в 30 подуличных переходах
– У города были планы закупать электробусы. Почему экологически чистые электробусы до сих пор не появились?
– Российские производители пока не могут нам предложить качественный и современный электробус на испытание, а зарубежные покупать мы не хотим. У наших производителей: – группы "КамАЗ", и "ГАЗ" — есть ресурсы, чтобы сделать электробус, который мог бы перевозить москвичей, они нам обещают новую машину уже более двух лет.
– Вам эти автозаводы показали секретные разработки, представили прототип электробуса?
– Нет, секретных разработок я не видел. Как только машину изготовят, мы возьмем ее на тестирование. Если она будет хорошо работать в городских условиях, мы заключим долгосрочный контракт на ее приобретение. Я не исключаю того, что в ближайшие годы на место автобусов, работающих в центре города, придут электробусы.
– Электромаршрутки могут появиться на улицах Москвы?
– Вообще, слово "маршрутка" скоро уйдет в прошлое. Если частные операторы, выигравшие государственные контракты, решат ездить на электрическом транспорте, мы будем их поддерживать. В ближайшие три года планируем ежегодно закупать примерно 75 троллейбусов и 50 трамваев. Количество электрического транспорта в городе будет расти, это факт. Сейчас готовятся тендерные процедуры для того, чтобы контракт на приобретение трамваев был заключен уже в этом году. При этом есть четкое понимание, что поставщик должен будет их обслуживать в течение 15 лет. Мы хотим, чтобы трамваи были в идеальном состоянии, чтобы в них всегда работали табло, кондиционеры и другие важные для пассажиров сервисы.
– Новые трамваи будут похожи на действующий трамвай в Строгине?
– Да, они будут похожи на наши новые низкопольные трамваи, курсирующие на северо-западе города, но некоторые отличия все же будут.
В вагонах метро появятся сенсорные экраны
– В какие районы в первую очередь их отправят?
– Их распределят на существующие маршруты. Плюс, у нас есть программа по восстановлению ранее закрытых трамвайных путей. Есть список трамвайных маршрутов и линий, которые мы приняли решение восстанавливать – это улицы Госпитальная, Школьная, Трифоновская и Гиляровского.
– А как будут развиваться пассажирские сервисы в метро? Появятся ли в вагонах поездов интерактивные панели?
– В этом году начнем получать новые вагоны 765-й серии, и в них предусмотрены интерактивные панели с сенсорным экраном. Пассажир сможет с помощью такой панели посмотреть, где едет, где находится, проложить маршрут. Интерактивная панель будет во всех новых поездах метрополитена. При этом в вагонах останутся наклейки с картой, так как горожане к ним привыкли.
– Навигация в метро будет обновляться?
– Сейчас по мере реконструкции подуличных переходов станций метро меняем систему навигации в метрополитене: она имеет единый стиль и стандарт. Соответственно, пассажиры метрополитена смогут более четко понимать направление движения, лучше ориентироваться не только в метро, но и при выборе маршрута наземного городского транспорта. Это важно и для гостей города. Мы также пронумеруем выходы из метрополитена, ведь на некоторых станциях есть по десять и более выходов. После этого ориентироваться станет проще. Во многих городах мира есть такая система: где-то выходы обозначены буквами, где-то цифрами. Мы много обсуждали это с экспертами, и решили использовать цифры. В этом году отремонтируем около 100 переходов, соответственно, на них появится новая система навигации. На ряде станций ремонт уже закончен, и выходы обозначены цифрами. Например, на станции "Митино" цифры установлены уже над всеми выходами.
До конца года на всех станциях метрополитена пассажиры смогут начать оплачивать проезд кредитной картой
– Какие еще дополнительные пассажирские сервисы запустите?
– До конца года на всех станциях метрополитена пассажиры смогут начать оплачивать проезд кредитной картой. Планируем установить больше банкоматов "Сбербанка", "ВТБ", потому что, по-нашему анализу, они пользуются большим спросом. Людям нравится, что можно не только снять деньги, но и провести операции со своим счетом. Также мы планируем установить примерно десять стоек информации в рамках проекта "Живое общение". Информацию на станции будет давать сотрудник метрополитена, находящийся за стационарной стойкой. Пассажиры смогут задать ему любой вопрос, и не только о том, как добраться до той или иной станции, но и вообще по работе всего транспортного комплекса города. К чемпионату мира по футболу, на основных пересадочных узлах, ведущих из метрополитена на железнодорожные вокзалы к аэроэкспрессам в аэропорты, наши сотрудники будут отвечать на вопросы и на английском языке.
Кроме того, мы начали записывать диалог между пассажиром и кассиром. Это позволяет нам анализировать ответы наших сотрудников. Мы хотим, чтобы они соблюдали стандарт обслуживания пассажиров. В 2017 году системой записи разговоров оборудуют кассы всех станций. Кроме того, благодаря специальным переговорным устройствам с функцией звукоусиления и звукозаписи пассажирам и кассирам больше не придется повышать голос, чтобы услышать друг друга в условиях метро. В случае возникновения конфликтной ситуации и кассиры, и пассажиры смогут нажать на специальную кнопку. В этом случае запись разговора отправится на специальный сервер, записи с которого в обязательном порядке прослушиваются и разбираются руководством служб метрополитена. Сейчас такими системами оборудованы кассы 13 станций.
Кроме того, на некоторых станциях, например на, "Проспекте Мира", установили табло с обратным автоматическим отсчетом времени. В течение двух лет такие табло появятся на всех станциях. Пассажиры будут видеть, сколько времени осталось до прибытия поезда. По опросам, наши пассажиры хотят видеть такую информацию.
– Пассажирам также нужны туалеты в метро.
– Нужны, но здесь есть ограничения, связанные с инфраструктурой московского метро. Банально не всегда есть возможность поставить этот комплекс на платформу. Туалетный комплекс должен быть автономным, потому что мы не можем обеспечить подключение к канализации. К электричеству можем, к канализации – нет. Поэтому мы сейчас ищем техническое решение, которое устраивало бы и метрополитен, и пассажиров. Параллельно смотрим места, где можно установить без проблем такие блоки. Отмечу, что пока этот вопрос находится в проработке, сначала мы хотим сделать пилотный проект. На станции "Проспект Мира" туалет делали, но был к нему ряд замечаний технического и эстетического характера, которые пока производитель не устранил. Когда устранит все замечания, сделает новый качественный блок, к этому вопросу мы вернемся.
– Планируете установить в метро турникеты на выход, как на выходе из пригородных электричек?
– Система работы турникетов во всем метрополитене, за исключением Второй кольцевой линии метро (МКЖД), останется без изменений. На МКЖД турникеты будут работать как на вход, так и на выход. При этом, на выход турникеты будут работать в режиме контроля проездных документов только для мониторинга пассажиропотока и ведения необходимой статистики для ОАО "РЖД". При этом, дополнительные средства при выходе с МКЖД списываться не будут. Все пересадки между всеми старыми линиями метро и Второй кольцевой линией (МКЖД) будут бесплатны в течение 90 минут с момента первой валидации билета. Такое предложение нам утвердил мэр города.
– Разрабатываются ли сейчас новые совместные проекты с "Яндексом"? Если да, то какие?
– Мы планируем совместно с "Яндексом" проработать вопрос отображения в приложении "Яндекс.Транспорт" автобусов не только "Мосгортранса", но и коммерческих перевозчиков, которые выходят на городские маршруты в соответствии с новым стандартом работы по государственным контрактам.
Кроме того, к 81-у дню рождения Московского метрополитена "Яндекс" планирует выпустить серию видеороликов о том, как поисковая система помогает пассажирам найти ответы на самые интересные и распространенные вопросы об истории и устройстве метро.
– Расскажите, пожалуйста, как планируете развивать речной транспорт, маршруты по Москве-реке и речное такси? Запустят ли водное сообщение между парком Горького и МУЗЕОНОМ?
– Прорабатываем проект запуска по Москве-реке регулярных речных пассажирских перевозок.
Создание системы маршрутов по реке откроет москвичам новые возможности выбора маршрутов для своих поездок. На ряде направлений река поможет реально сократить время в пути для пассажиров.
Поездки по воде всегда приятны людям. Поэтому водный транспорт может стать прекрасным дополнением к использованию общественного транспорта и отличной альтернативой поездкам на автомобилях для тысяч москвичей каждый день. Но пока есть еще много вопросов, в первую очередь, к инфраструктуре, поэтому мы еще работаем над этим.
– К чемпионату мира по футболу город планирует протянуть канатную дорогу от Воробьевых гор к "Лужникам". Департамент транспорта участвует в этом проекте? Разрабатываете ли вы проекты канатной дороги в других районах?
– Канатная дорога – весьма специфический транспорт, который, как правило, используется в основном на маршрутах с небольшим пассажиропотоком. Осуществлять регулярные перевозки этим видом транспорта весьма затратно. Мы будем смотреть, как эта дорога проявит себя после ввода в эксплуатацию, и, возможно, будем развивать этот вид транспорта.
Беседовала Екатерина Кинякина