Безумные идеи обуревали конструкторов в самых разных областях. Мы уже рассказывали ранее о невероятных народных танках и несусветных летательных аппаратах. На этот раз колумнист m24.ru Алексей Байков подготовил подборку самых интересных субмарин с первых опытов и до наших дней.
В Первую Мировую войну подводная лодка впервые проявила себя как оружие, способное полностью изменить облик войны на море. Поэтому, как только боевые действия закончились, все увлекавшиеся флотом державы использовали мирное время для дальнейшего развития, как самих судов, так и средств борьбы с ними. И хотя оптимальный вариант уже был найден и опробован в деле, отдельные кораблестроители раз за разом пытались превратить подлодку в нечто совсем на нее не похожее и предназначенное для тех задач, которые она выполнять в принципе не должна.
Летающая подлодка или ныряющий торпедоносец?
Для затравки – отечественный проект, почти добравшийся до стадии воплощения в металл.
Если вы, увидев этот рисунок, вдруг подумали, что на самом деле ошиблись и открыли статью не про лодки, а про самолеты – так вот, никакой ошибки. Перед нами именно что подводная лодка. Только летающая.
В 1934 году студент второго курса ВМИУ имени Дзержинского Борис Ушаков представил в дирекцию училища "Схематический проект летающей подводной лодки (ЛПЛ)". В дирекции пожали плечами: "мало ли чем студенты тешатся, лишь бы сессию вовремя сдавали", написали уйму замечаний и вернули папку автору.
Вот тут-то и выяснилось, что речь шла вовсе не о теоретических упражнениях на досуге. Студент воспринимал свою разработку серьезно. Следующей мишенью для летающей подлодки стал уже Всесоюзный комитет по изобретательству, где Ушаков получил три свидетельства за изобретения в области военно-морского дела и общий отрицательный отзыв на проект.
Юный гений не приуныл, а отослал свою папку сразу в две организации: в Военно-Морскую академию и в Научный институт военного кораблестроения (НИВК). По счастливой случайности именно в НИВК его и распределили по окончанию "Дзержинки".
Вот тут на ЛПЛ и обратили внимание. Флагман второго ранга, начальник кафедры тактики боевых средств профессор Гончаров недрогнувшей рукой написал отзыв : "Проект представляет несомненный интерес, так как компенсирует одно из отрицательных свойств подводной лодки – относительно малую подвижность, даже в надводном положении … Разработку проекта желательно продолжить, чтобы выявить реальность его осуществления путем производства соответствующих расчетов и необходимых лабораторных испытаний".
Тема по ЛПЛ была включена в план на 1937 год, когда головы откручивали и за куда более невинные вещи. Правда практически сразу тему пересмотрели, а несчастного Ушакова опять с головой забросали замечаниями и разрешили ему заниматься своим проектом только во внерабочее время.
Но изобретатель оказался упрямым и в январе 1938 года в очередной раз представил свой проект с очередной порцией исправлений и доработок. Комиссия НИВК наконец нашла за что уцепиться и зарубила ЛПЛ окончательно – по новым расчетам скорость полета должна была составить всего 185 км/x, а скорость подводного хода – около трех узлов. Такие характеристики в конце 30-х годов были никому даром не нужны, так что Ушакову с легким сердцем посоветовали заняться чем-нибудь более полезным для страны и флота.
Итак, что представляла из себя ЛПЛ? В целом – ничего особенного, загерметизированный гидросамолет с перископом. Правда нормальные гидросамолеты садятся на воду, а не погружаются в нее. Подводная лодка для этой цели открывает шпигаты и набирает воду в балластные цистерны. У ЛПЛ цистернами должны были служить полые дюралевые крылья со шпигатами в передней кромке. Как такое крыло повело бы себя в полете – изобретатель, судя по всему, даже не представлял, поскольку ни разу не посылал свой проект на отзыв авиаторам.
Уже в иную технологическую эпоху второй заход на ЛПЛ попытались сделать американцы. В начале 60-х годов изобретатель Дональд Рэйд представил модель летающей подводной лодки, которую сам он назвал "Трифибией". ВМФ США разработка подобного аппарата интересовала с самого начала Холодной войны, поскольку предполагалось что в случае конфликта летающие субмарины смогут успешно атаковать советский флот в акваториях Балтийского и Черного морей.
Изобретением Рэйда заинтересовались. Разработка проекта была передана корпорациям Consolidated Vultee Aircraft Corporation и Electric Boat, с использованием базы которых Рэйд в 1964 году построил уже рабочий прототип под названием Commander-1.
В процессе его испытаний и выявилась неустранимая "родовая травма": балластными цистернами у "Коммандера" служили баки с горючим, так что при погружении топливо приходилось сливать в воду(нефтепродукты, как мы знаем, не тонут). Ну а после всплытия взлетать "Коммандеру" было уже не на чем.
Эта неудача не остановила пытливый ум автора проекта. Поработав еще четыре года, Рэйд и "Валти" выкатили на испытательный полигон Aeroship – двухфюзеляжный самолет-подлодку с прямоточными двигателями и выдвижными поплавками. Говорят, что его даже демонстрировали публике на Нью-Йоркской промышленной выставке 1968 года, но фотографий все равно не сохранилось, и на вооружение ВМФ США "Аэрошипы" так и не поступили.
В настоящее время американцами также разрабатывается проект летающей подводной лодки, но уже в виде беспилотного аппарата Cormorant:
Блеск и нищета "Сюркуфа"
Длина корпуса этого стального чудовища составляла 110 метров. Для сравнения – устроивший шорох по всей Атлантике немецкий линкор "Бисмарк" был 241,6 метра в длину. То есть один "Бисмарк" был равен двум "Сюркуфам" с маленькой тележкой. Водоизмещение – 2880 тонн в надводном и 4330 тонн в подводном положении. Помимо 12 торпедных аппаратов, лодка была вооружена еще и двумя орудиями калибра 203 милиметров – такие ставили в то время на тяжелые крейсера. Для разведки и корректировки огня на борту "Сюркуфа" имелся собственный гидросамолет – специально для него разработанный складной Besson MB 411, хранившийся в герметичном ангаре в задней части рубки.
Легендарный французский подводный крейсер "Сюркуф" и его команда.
Французы намеревались построить три таких лодки, но через год после того как первую из них спустили на воду, вступил в силу Лондонский морской договор, согласно одному из пунктов которого максимально допустимый калибр артиллерии подводных лодок был ограничен 155 миллиметрами. "Сюркуф" так и остался единственным в своем роде.
А легендарным железный тезка французского пирата стал вовсе не из-за своих успешных действий на море, которых не было, а потому что никто до сих пор не знает, где именно он погиб.
В 1940 году лодка присоединилась к "Сражающейся Франции", а 12 февраля 1941 года она вышла с Бермуд и взяла курс на Панамский канал для перехода в Тихий океан. До пункта назначения она так и не дошла. Большинство современных исследователей сходятся на том, что причиной гибели "Сюркуфа" стало столкновение с американским сухогрузом "Томсон Лайкс". Судя по всему, оно случилось по вине экипажа подлодки, который из-за политических пертурбаций пришлось спешно набирать из людей никогда ранее не служивших на субмаринах.
Скажем пару слов о самой концепции "подводного крейсера". В теории все понятно: даже на очень большой лодке запас торпед все равно ограничен, а сами по себе "боевые рыбки" были оружием крайне ненадежным – то у них на полпути к цели кончался запас хода, то не срабатывал взрыватель, то ошибались с наводкой. Зачастую субмарина возвращалась из боевого похода на две недели раньше срока, расстреляв все торпеды, но так и не поразив ни одной цели. Именно поэтому в исключительных случаях при атаке невооруженных кораблей без прикрытия допускалось всплытие и уничтожение цели огнем из палубного орудия. У немцев в этой роли, как правило, выступала их знаменитая на весь мир 88-мм зенитка, а создатели "Сюркуфа" решили сходу не мелочиться. Очевидно, предполагалось дать лодке возможность на равных перестреливаться с боевыми кораблями.
Что вышло из всего этого в реальности, очень хорошо описал ходивший на "Сюркуфе" офицер связи британского флота Фрэнсис Бойер: "Подлодка имела башенную установку с двумя восьмидюймовыми орудиями. По идее при сближении с целью мы должны были высовывать жерла орудий и стрелять, оставаясь под водой. Но так не получалось: у нас возникали серьезные трудности с обеспечением водонепроницаемости башни".
Добавим еще что орудийный каземат на "Сюркуфе" был закреплен намертво, а горизонтальное наведение орудий приходилось осуществлять поворотом всей лодки. Так что, несмотря на внушительный калибр, с "Сюркуфом" мог бы с легкостью разделаться любой эсминец. Ну а если кого интересуют реалии подводной войны 1939-1945 годов, то рекомендуем посмотреть фильм Вольфганга Петерсена Das Boot ("Лодка") или прочесть одноименный роман Лотара-Гюнтера Букхайма. В большинстве случаев все "бои" субмарин с надводными кораблями сводились к тихому зависанию на уровне грунта под градом глубинных бомб и молитвам на тему "авось пронесет". Лодка с габаритами "Сюркуфа" в таком сражении шансов почти не имела.
Не остались в стороне и англичане – за 10 лет до "Сюркуфа", под занавес Первой мировой войны, они приступили к строительству аж четырех подводных лодок типа М, у которых было всего одно орудие, но зато калибра 305-мм, снятое со старого броненосца "Маджестик".
Получилось нечто настолько непонятное, что даже его создатели путались в терминологии, называя лодки то "подводными мониторами", то "подводными дредноутами". Предполагалось, что тип М сможет и топить вражеский тоннаж, и защищать родные берега от кораблей противника, и даже поддерживать высадившийся на берег десант, обстрелом укреплений. В итоге повоевать "эмкам" так и не удалось, М-1 и М-2 затонули уже после войны во время учений, М-3 в 1932 году разобрали на металл, а М-4 порезали на булавки еще на стадии строительства.
Носитель чумы, мора и глада
Французов и англичан ухитрились переплюнуть японцы. "Подводные крейсера", говорите, не эффективны? А как насчет подводного авианосца для совершения диверсий в глубоком тылу противника?
Собственно уже на ранней стадии планирования войны против США, японцам стала ясна вся уязвимость их позиций: в регионе Юго-Восточной Азии есть масса островов, обосновавшись на которых, можно со всеми удобствами устраивать авианалеты на Страну Восходящего Солнца. Зато напротив американского побережья лежит голый Тихий Океан, а ближайшая точка – это Гавайи, главная база флота США, за которую придется драться насмерть. Но и противник совершенно не ожидает появления подводных лодок у берегов материка, а сплошную зону ПВО в те времена могла создать разве что маленькая островная Англия.
Из этих соображений и выросла концепция гигантской подлодки, способной нести 3-4 гидросамолета в качестве основного ударного средства. Планировалось построить 18 таких подводных авианосцев, но к весне 1945 года доделать успели только четыре.
Ангар I-400 крупным планом
Вот только разработанный для лодок типа I-400 самолет Aichi M6A Seiran имел крайне ограниченную боевую нагрузку. Он мог взять на борт либо две 250-киллограмовых бомбы, либо (с перегрузкой) одну 800-киллограммовую, либо одну торпеду.
Соответственно любые удары по промышленным объектам или городам при такой боевой мощи, а вернее – немощи, отпадали сразу. В 1944-45-х годах британские и американские ВВС отправляли на бомбардировку Германии по тысяче тяжелых бомбардировщиков за раз. Суммарная мощность бомб у такой армады была эквивалентна нескольким Хиросимам – и все равно полностью остановить военное производство Рейха у них не получилось. Маленькие самолетики M6A можно было использовать только для совершения диверсий – ударов по наиболее уязвимым, и в то же время наименее охраняемым точкам.
Именно таким и был план операции "Хикари": флотилия из трех I-400 должна была пройти Индийский Океан и Атлантику, войти в Карибское море и нанести бомбовый удар по шлюзам Панамского канала с западной стороны, откуда японских самолетов никто не ждал. В северо-западной части острова Хонсю были даже построены макеты шлюзов, на которых тренировались летчики.
Ролик с компьютерной реконструкцией запуска самолета с I-400
Буквально в последний момент приказ об ударе по Панамскому каналу отменили, а вместо этого лодкам I-400 поставили задачу уничтожить американские авианосцы, находившиеся на якорной стоянке у атолла Уитли. Причем для достижения максимального эффекта пилоты "Сейранов" должны были стать камикадзе. Этой атаке тоже не суждено было состояться – две лодки вышли в свой первый и последний боевой поход 27 июля 1945 года и уже на подходе к цели приняли радиограмму о капитуляции Японии.
Известно, что после бомбардировки Токио 9-10 марта 1945 года, командование флота предложило еще один вариант применения подводных авианосцев – нанести удар по Сан-Франциско с использованием бактериологического оружия. Тех самых "глиняных бомб", начиненных бациллами чумы, сибирской язвы и туберкулеза, разработками которых занимался небезызвестный "Отряд 731", базировавшийся в 20 километрах южнее Харбина, прямо напротив советской границы.
Участники совещания так и не смогли прийти к единому мнению относительно целесообразности подобной атаки, а вице-адмирал Дзисабуру Одзава и вовсе выступил против, но кто знает, где и для чего I-400 могли бы использовать, если бы Япония капитулировала, скажем, на полгода позже. И не создавались ли эти дорогие и технически сложные игрушки для выполнения узкоспециальных задач именно с прицелом на прогресс в "боевой биологии"? К счастью американцам так и не довелось выяснить это на практике.
Киты, нарколодки и подводные лимузины
От дел военных перейдем, наконец, к устройствам предназначавшимся для мирных целей. Сразу же после окончания Второй мировой войны, началось систематическое изучение морских глубин, и в этой области было создано много интересного.
Нет, он не тонет, для исследовательского судна RB Flip это одно из двух штатных состояний. А еще у него нет своего двигателя, так что к месту работы его возят на буксире, ну а там "Флип" набирает воду в балластные цистерны и превращается в уютную полуподводную базу для пары десятков ученых. Все оборудование и мебель на судне сделаны таким образом, что им можно пользоваться как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. В такой полупогруженной автономке "Флип" может находиться до 35 дней.
Среди мирных подлодок особенно интересны частные разработки – самодельные субмарины. И здесь России есть чем похвастаться.
За три года до распада СССР, когда вся страна взахлеб обсуждала проблемы наступившей Перестройки, рязанский мастер-золотые руки Михаил Пучков вдруг решил сделать подводную лодку. Почему? А просто захотелось. Ради доводки и испытаний своего детища он даже перебрался жить в Ленинград. Там и была построена первая версия ПЛ "Кит", аж с педальным приводом как у первобытных подлодок XVIII века. При первых же испытаниях лодка попалась в сеть к рыбакам, которые приняли Пучкова то ли за диверсанта, то ли за бегущего из СССР диссидента и немедленно вызвали милицию и КГБ. Времена шли уже ультралиберальные, поэтому изобретателя не посадили, а предложили ему подучиться в кораблестроительном. Что он и сделал.
Нынешний и уже второй по счету "Кит" Пучкова, стоящий на учете в Петербургском яхт-клубе уже имеет бензиновый мотор, место для пассажира и обзорный ЖК-дисплей. Водоизмещение в подводном положении – 3 тонны, длина корпуса – 5,5 метра, глубина погружения – до 50 метров, запас хода – 285 километров, то есть от Питера она вполне способна дойти до Хельсинки.
У датского корабела-самоучки Питера Медсона и доступ к материалам был получше, и спонсоры ему деньгами помогали, поэтому он построил не одну, а целых три подводные лодки. Последняя из них смотрится куда внушительнее отечественного "Кита":
По своим габаритам и характеристикам Nautilus уже вполне соответствует военным малым дизель-электрическим подлодкам.
Еще одна гаражная лодка Isabell была построена шведским кузнецом-изобретателем Эриком Вестербергом. По результатам испытаний она оказалась способна погружаться на глубину до 100 метров.
Но рассказ о самоделках был бы неполон, если бы мы не вспомнили про целый кустарный подводный флот, построенный в 90-х колумбийскими наркобаронами для переброски "снежка" на территорию США
Большинство таких "лодок" переделываются из рыбацких катеров, герметизированных смолой и стеклопластиком, и могут ходить только в полупогруженном положении. Помимо таких поделок на скорую руку, порой полиция находит и самые настоящие субмарины, собранные из пластмассы, выброшенной сантехники и прочих материалов со свалки, при этом способные брать на борт до 8 тонн кокаина
А вот американский EGO строится вполне легально и открыто продается любителям подводных прогулок. Так сказать, "продвинутый" вариант водного велосипеда:
Строго говоря, никакой "подводной лодкой" он и не является, скорее это катамаран с погруженной кабиной. Впрочем, кому-то сойдет и так.
Для частного использования продается еще одна модель подлодок. Hyper-Sub – разработанный компанией Marion Hyper-Submersible Powerboat Design представляет из себя гибрид скоростного катера и подводной лодки. Красиво, стильно и очень дорого – 9,5 миллионов долларов за штуку. Впрочем, если верить поисковикам, то компания в ближайшее время обещает снизить цену до 3,5 миллионов.
Еще один представитель гражданского подводного транспорта – Seabreacher Х. Это погружающийся гидроцикл в виде акулы. Такой вот дизайнерский изыск от компании Innerspace, способный развивать скорость до 21 узла под водой и до 42 узлов на поверхности. Стоит очень дорого, поскольку был изготовлен в количестве всего 10 штук.
Phoenix 1000 – самая большая из субмарин, находящихся в частной собственности: длина корпуса составляет 65 метров. Она же и самая дорогая – стоит 80 миллионов долларов. За такие деньги клиент получает возможность в полной мере почувствовать себя капитаном Немо класса люкс, ведь на борту имеются 10 спален, тренажерный зал, винный погреб, джакузи и даже спускаемая мини-подлодка, на которой можно либо отправиться на исследование океанского дна, либо доставить пассажира с поверхности.
Дороже "Феникса" будет стоить только проектируемая "суперъяхта-подлодка" Migaloo, на которой, в дополнение ко всему вышеперечисленному, будут еще и бассейн и вертолетная площадка. "А теперь пристегните ремни и мы попробуем со всем этим барахлом взлететь", то есть в смысле погрузиться.