Фото: m24.ru/Игорь Иванко
12 июня 2015 года был открыт первый постоянный дом Музея современного искусства "Гараж" в парке Горького. Бывшее здание ресторана "Времена года", построенное в 1968 году, в которое въехал Музей, было отреставрировано по проекту главного архитектора современности Рема Колхаса и бюро ОМА. За год работы В "Гараже" открылось 19 выставочных проектов, которые в общей сложности посетили более 600 000 человек. М24.ru вспоминает главные события музейного года.
[html][/html]
Урс Фишер: "Маленький топор"
К своему дню рождения Музей "Гараж" подготовил полномасштабную экспозицию швейцарского художника Урса Фишера "Маленький топор". Это первая персональная выставка Фишера в России, и посвящена она восприятию советской модернистской архитектуры здания, в котором находится музей. "Название для этой выставки я взял из песни Боба Марли Small Axe. Ее припев звучит примерно так: "Если ты большое дерево, // То мы маленький топор, // И мы готовы срубить тебя под корень," – комментирует Урс новую выставку. – Но название не раскрывает смысла выставки. Оно провоцирует новые вопросы, чтобы заставить зрителя думать."
Пластические объекты, представленные в залах второго этажа, пытаются привлечь внимание зрителя через игру масштабов: привычные объекты, выполненные из бронзы, становятся совсем маленькими, едва заметными, или сохраняют свои масштабы, но вырванные из повседневного контекста обретают новый смысл. Здесь можно найти крошечного кота на стуле, крысу, играющую на пианино, большие глаза, лежащие прямо на полу, разноцветных людей-свечек, представленных в качестве аллегории вспыхнувших и угасающих чувств (свечи будут гореть на протяжении всей выставки) и девятиметровую криволинейную форму как взмах кисти, застывший в воздухе. Эти объекты были созданы Урсом специально для московской выставки. В соседнем зале представлены работы в другом медиа-формате: сильно увеличенные фотоснимки, обильно закрашенные масляной краской.
Фотогалерея
На Площади искусств перед музеем развернулась третья часть выставочного проекта Фишера. YES – проект, созданный в коллаборации со зрителем. На протяжении последних десяти дней команда художника создавала различные проекты из глины. Тут можно найти все, что угодно – от небольших античных колонн до гигантского кроссовка. Это самый масштабный из всех уже осуществленных вариантов проекта. "Я уже представлял его в Музее современного искусства Лос-Анджелеса, но там мы делали объекты прямо внутри, в залах музея, – говорит художник, – и в связи с этим у нас было множество технических ограничений. Также я представлял его в Греции, но тогда у нас было меньше места." В Москве Yes продлится до конца августа. И все желающие смогут принять в нем участие. Именно этот принцип совместной работы, привлечение различных социальных групп (пенсионеров, людей с ограниченными возможностями, детей-сирот и т.д.) и лег в основу проекта.
Фотогалерея
В отношении инклюзивных программ для людей в различными формами инвалидности Музей "Гараж" добился за год выдающихся результатов. В сентябре 2015 года здесь был создан первый в России отдел инклюзивных программ, предполагающих равное участие в мероприятиях для всех категорий посетителей. Сейчас специалисты "Гаража" работают над созданием специального жестового языка, переводя в дактиль термины современного искусства, для которых раньше не существовало никаких обозначений. А 7 июля здесь откроется проект "Единомышленники", в рамках которого четыре посетителя "Гаража" с различными формами инвалидности станут сокураторами выставки, где будут представлены работы главных художников мировой художественной сцены.
Виктор Пивоваров: "След улитки"
Виктор Пивоваров "Умиление", 2003
К 80-летию одного из ведущих представителей московского концептуализма, ключевой фигуры российского послевоенного неофициального искусства Виктора Пивоварова Музей "Гараж" подготовил выставку-путешествие "След улитки", которая продлится до 18 июня. Впервые за 12 лет "Гараж" совместно с художником предпринял попытку представить в Москве его творчество, объединив самые ранние произведения середины 1970-х годов с последними живописными циклами. (Параллельно ГМИИ им. А.С. Пушкина также подготовил выставку к юбилею художника). Используя таблицы, графики, детские иллюстрации, плакатную стилистику, Пивоваров создал схемы и ребусы, которые зритель может разгадать при помощи путеводителя по выставке, написанного самим художником и куратором Екатериной Иноземцевой.
Рашид Джонсон: "В нашем дворе"
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Для инсталляции "В нашем дворе" Рашид Джонсон соорудил гигантскую конструкцию и вырастил джунгли прямо в центральном зале "Гаража". Это уникальная живая экосистема, устроенная по типу лабиринта, в который можно зайти и прогуляться по джунглям с пальмами, драценами, фикусами, папоротниками, скульптурами, видеоинсталляциями, книгами и предметами повседневности. Все это создает целый поэтический мир, отражающий личную историю жизни своего создателя. Работа "В нашем дворе" стала первой работой Джонсона в России и самой масштабной из всех, когда-либо реализованных.
Джонсон впервые посетил Москву в начале 2015 года, когда шла реконструкция нового здания Музея "Гараж", и был вдохновлен советской архитектурой. В тот момент работы еще не были завершены, и это наполовину сохранившееся, наполовину недостроенное здание напомнило ему о путешествии на острова Теркс и Кайкос Багамского архипелага, с их заброшенными стройками, заросшими тропической растительностью. Сам Джонсон говорит: "Эти места полны ожидания, все должны были устремиться туда, но... Здания так и не были закончены. На этом месте воцарилась невероятная деформированная мечта".
Библиотека "Гаража"
Фото: garagemca.org/ru/librar
В Музее современного искусства "Гараж" бесплатно для всех желающих работает библиотека, посвященная истории и теории русского и зарубежного искусства XX–XXI веков. Здесь собрано более 20 тысяч изданий, которые охватывают мировой художественный процесс с начала ХХ века и до сегодняшних дней. Здесь собраны альбомы и монографии по русскому и зарубежному авангарду, ключевым стилям и направлениям в искусстве (кубизм, дада, перформанс, стрит-арт), а также уникальная подборка книг по архитектуре и дизайну, широкий выбор российской и зарубежной периодики, включая редкие и малотиражные издания.
Луиз Буржуа: "Структура бытия: клетки"
Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий
В рамках специальной программы 6-ой Московской биеннале современного искусства, которая состоялась осенью 2015 года, Музей современного искусства "Гараж" представил выставку выдающегося американского скульптура "Луиз Буржуа. Структура бытия: клетки". На выставке вниманию посетителей представлено более 80 работ художницы, среди которых инсталляции, собранные из предметов мебели и одежды, ранние скульптуры, живопись и графические работы. Также на вставку приехали два гигантских бронзовых паука, которые во многом стали визитной карточкой Буржуа, и именно благодаря им ее творчество узнают во всем мире.
Выставка стала одним из самых посещаемых проектов биеннале во многом благодаря скульптуре "Паук Maman", который завлекал всех посетителей парка Горького в свои сети: паук был установлен на площади искусств прямо перед музеем. Скульптура создана по заказу нью-йоркского "Тейт Модерн". Сама Луиз Буржуа неоднократно приезжала в Россию. Первый раз она оказалась здесь в 1932 году, а в 1934-м посетила Московский театральный фестиваль и стала свидетелем первомайской демонстрации. Спустя почти 70 лет, в 2001 году, в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге открылась первая в России крупная ретроспективная выставка.
Яёй Кусама: "Теория бесконечности"
Фото:m24.ru/ Владимир Яроцкий
По случаю открытия нового здания Музей "Гараж" представил персональную выставку японской художницы Яёй Кусамы с двумя мультимедийными экспозициями. Одна из них – "Бесконечная зеркальная комната – души в миллионах световых лет от нас" (2013) – представляла собой комнату с зеркальными стенами, наполненную тысячами мерцающих огней, которые до бесконечности отражались в зеркалах, создавая гипнотическое ощущение космоса. Вторая – инсталляция "Указатель в бесконечное пространство" (2015) – распространилась по парку далеко за пределами музея: красной тканью в белый горошек был покрыт не только отдельный зал , где зритель терял любую связь с окружающим миром и ощущение реального пространства, но и деревья вокруг "Гаража".