Новости

Новости

18 января 2013, 15:58

Фестивали

Николай Коляда: "Театр – не кабаре, он не может зарабатывать деньги"

Николай Коляда. Фото: ИТАР-ТАСС

Актер, писатель, драматург, сценарист и режиссер, лауреат международной премии имени Станиславского Николай Коляда живет и работает в Екатеринбурге. С гастролями в Москву приезжает редко, но каждый раз привозит что-то новое, оригинальное и самобытное.

С 18 по 27 января в столице пройдет фестиваль "Коляда-Театра "На Страстном". О премьерах спектаклей, презентациях новых книг и дальнейших перспективах сценического искусства мы и пообщались с Николаем Колядой.

- С чем на этот раз приехали в Москву, какие спектакли покажете столичному зрителю?

- Спектакли мы привезли те, которые уже видела московская публика: "Гамлет", "Трамвай "Желание", "Вишневый сад" и совсем новые – премьеры прошедшего 2012 года - "Маскарад Лермонтова", моя пьеса "Большая советская энциклопедия" и "Слуга двух господ". Надо сказать, что на эти пьесы самый больший спрос.

Кроме спектаклей для взрослой публики есть еще два спектакля для детской "Карлсон вернулся" и "Золоченые лбы". В некоторые дни будет идти по два спектакля. 20 числа пройдет читка пьес: в частности, моей новой - "Киргиз-кайсацкая орда". Будет также презентация новых книг. Одна называется "Коснцлагеристы" – это книга пьес студентов - выпускников моего курса драматургов: Валеры Шергина, Ярославы Пулинович и других ребят и девчонок. И еще книга моих пьес, она называется "Баба Шанель". Книги уже появились в типографии. Мы их хотим представить московской публике, будем дарить, продавать.

- "Коляда-Театр" называют лучшим театром российской провинции. Как удалось добиться таких результатов?

- Лучшим провинциальным театром называли себя не мы и не театральные критики Москвы, а журнал Forbes. А в том, что мы хорошие и привезли в Москву достойные спектакли, должны убедиться зрители. Многие отвергают мой театр, говорят, что это балаган, мусор, помойка. Другим нравится.

Фото: ИТАР-ТАСС


- А как вы оцениваете свою работу?

Мне кажется сейчас, в дни празднования 150-летия Константина Сергеевича Станиславского, надо вспомнить его систему, главный принцип которой заключается в следующем – есть театр живой, и есть театр мертвый. Я с 15 лет в театре. Кем только не работал: актером, режиссером, драматургом. За все эти годы понял, что тоже люблю живой театр. Пусть он будет корявый, пусть там мало света или не очень хорошие костюмы. Когда это мертвечина: открывается занавес, на сцене стоят декорации на полтора миллиона, а живого ничего нет – я такое не люблю.

- В России на 1 миллион человек приходится 4 театра. Большинство из них сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге, а в маленьких городах людям некуда пойти. Почему театральное искусство у нас на такой незавидной позиции?

- Я читал последние американские исследования. Только тогда можно говорить о воспитательной роли театра, если на каждые 70 тысяч человек населения -1 театр. Тогда от него есть польза. В России мало театров и им тяжело жить. Приходится играть пошлые гадкие французские комедии, чтобы привлечь публику. Власти ставят их в какие-то невыносимые финансовые условия, требуя, чтобы они зарабатывали деньги, а театр не может зарабатывать деньги, иначе он должен превратиться в кабаре, в какую-то увеселительную скоморошью забаву, а не воспитывать людей.

- Рентабельность театров сейчас повышают, создавая из них культурные центры с библиотеками, школами на западный манер. Ваше к этому отношение?

- Это бред. Театр должен оставаться театром, духовным центром, к которому тянутся, от которого кислород идет во все заводы и фабрики. У нас всегда говорят, главное, чтобы заводы дымили, а фабрики работали. Да нет, совсем другое главное. Они дымить и работать начнут только оттого, что "культуры-мультуры" будет много. Когда у человека будет вкус воспитан. Нельзя все время ржаку выдавать по телевизору, на радио и в театре.

Фото: ИТАР-ТАСС

- То есть театр не должен приспосабливаться под зрителя?

- Никогда. Своим путем воспитывать, воспитывать и еще раз воспитывать.

- Вы работаете в Екатеринбурге. Никогда не возникало желания перебраться в Москву? Круг возможностей здесь опять же шире.

- Я всего добился. У меня свой театр, в котором работает 65 человек, у меня огромный актерский курс в театральном институте. 40 человек драматургов. У меня свой конкурс "Евразия", свой фестиваль. Зачем мне ваша Москва? Я учился заочно 6 лет в Московском Литературном институте, ездил сюда два раза в год на сессию, мне этого хватило.

- А все-таки наверняка у вас есть любимые места в столице.

- Памятник Александру Сергеевичу Пушкину. Прихожу к нему и говорю: "Здрасте, Александр Сергеевич". Люблю его потому что.

Беседовала Алла Панасенко

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика