Наземным общественным транспортом пользуется большинство москвичей – ведь практически каждый хоть раз ездил на автобусе, троллейбусе или трамвае. Наземный транспорт плотно вошел и в российскую культуру: "Я в синий троллейбус сажусь на ходу, в последний, в случайный", – пел Булат Окуджава, а трамвай А ("Аннушка"), троллейбус Б ("Букашка") известны далеко за пределами Москвы. Салон автобуса, кабину, иногда открытый капот – это максимум что видит среднестатистический пассажир наземного транспорта. Обслуживание и ремонт транспорта – это то, что от пассажира скрыто – этого он не видит, да и не должен. Корреспондент m24.ru узнал, куда городской транспорт отправляется на ремонт.
На территории СВАРЗ. Фото: m24.ru/Андрей Перечицкий
Аббревиатура "СВАРЗ" известна немногим москвичам, однако история предприятия с этим названием насчитывает больше сотни лет. Речь идет о Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе, результатами работы которого так или иначе пользовалось большинство москвичей.
С 1956 году СВАРЗ изготовил троллейбус модели ТБЭС, в 1959 – сочлененный троллейбус СВАРЗ-ТС1, в 1988 году – сочлененный СВАРЗ-Икарус.
СВАРЗ относится к ГУП "Мосгортранс" и занимается капитальным ремонтом подвижного состава всех видов наземного городского транспорта – трамваев, троллейбусов и автобусов.
Автобус ЛиАЗ-5292 на территории СВАРЗ. Фото: m24.ru/Андрей Перечицкий
Автобусы ЛиАЗ, МАЗ, Волжанин, ПАЗ (т.е. по сути все городские автобусы в Москве) могут проходить здесь полный спектр обслуживания и ремонта – СВАРЗ является авторизованным дилером этих марок. Площадка такого уровня позволяет Мосгортрансу проводить работы разной степени сложности (в том числе такие, которые невозможны в условиях парков), а также капитальный ремонт техники на собственной базе, не прибегая к услугам сторонних организаций.
В 2016 году здесь было развернуто производство новых троллейбусов на базе автобусных кузовов МАЗ. На данный момент произведено и отправлено 14 троллейбусов для Симферополя. До конца следующего года планируется выпустить 90 современных машин, с автономным ходом, климатическим оборудованием и навигационной системой, для московских маршрутов.
"Аннушка" и "Букашка"
В 1911 году по Бульварному кольцу был запущен кольцевой трамвайный маршрут "А", буквенное обозначение маршрута было не случайно – Бульварное кольцо также называлось "Кольцо "А". Ныше маршрут "Аннушки" уже не кольцевой, но трамвай "А" все также любим москвичами.По "Кольцу "Б" (Садовому) трамвай поехал на год позже – в 1912 году трамвай здесь заменил конку. Сейчас маршрут "Букашки" все также кольцевой, но уже не трамвайный – в 1930-х на Садовом сняли трамвайные рельсы, а на линию вышли троллейбусы. В 1980-х "Букашка" разделилась на два маршрута "Б-черный" (внешнее кольцо) и "Б-красный" (внутреннее).
С 8 октября 2016 года, после введения системы "Магистраль" в центре Москвы, буквы "к" и "ч" в номерах маршрута на аншлагах заменились на обозначения внутреннего и внешнего кольца соответственно.
Троллейбус в начальной стадии проведения капитального ремонта. Фото: m24.ru/Андрей Перечицкий
Капитальный троллейбуса в сущности представляет собой замену всей "начинки" машины на новую.
В начале процесса ремонта на троллейбусе не остается практически ничего кроме рамы. После монтажа всей начинки, элементов салона, стекол и пр., а также наладки и проверки, на службу москвичам попадает троллейбус, который по виду мало чем отличается от нового.
Фото: m24.ru/Андрей Перечицкий
За год на СВАРЗ проходят капитальный ремонт около 50 троллейбусов, длительность ремонта одного троллейбуса – от недели до двух месяцев. Ежемесячно плановое техобслуживание и сезонное обслуживание проходят около 700 автобусов.
Работник СВАРЗ осуществляет капитальный ремонт троллейбуса. Фото: m24.ru/Андрей Перечицкий
СВАРЗ – предприятие с большой историей, неудивительно что и беречь историю здесь умеют, в том числе и работать с раритетными экземплярами подвижного состава. Например, в этом году СВАРЗ восстановил ретротрамвай "Вагон-вышка", использовавшийся для ремонта и обслуживания контактной сети – экспонат принял участие в параде московского трамвая. Также благодаря СВАРЗу пополнился и парад троллейбусов – в начале октября в нем принял участие отреставрированный в Сокольниках грузовой троллейбус ТГ-3.
Грузовой троллейбус ТГ-3М на территории СВАРЗ. Фото: m24.ru/Андрей Перечицкий
Со временем приходят новые технологии, меняются правила получения и обслуживания техники. Новые сочлененные трамваи совместного производства "Уралвагонзавода" и польской компании Pesa обслуживаются в Краснопресненском трамвайном депо без участия СВАРЗ.
Изменяются и условия обслуживания автобусов, вводятся так называемые контракты жизненного цикла, в рамках которых обслуживание автобусов производится на территории парка силами поставщика. Но даже в таких условиях СВАРЗ отнюдь не испытывает недостатка в работе.
В таком мегаполисе как Москва необходима такая площадка, на которой есть возможность ремонтировать подвижной состав и проводить те работы, которые сложно или невозможно произвести в условиях парков. Богатая история СВАРЗа говорит сама за себя – актуальность предприятия с годами нисколько не уменьшается.
Андрей Перечицкий