По понедельникам многие из московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для первого дня недели редакция m24.ru запустила рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей.
Ашраф Мурад "Время помидоров", 1970-е
В Третьяковской галерее открыта выставка "Созвездие Апшерона. Азербайджанские художники 1960–1980-х годов". Она станет частью долгосрочного проекта музея, в котором будет представлено изобразительное искусство республик, когда-то входивших в состав СССР. В первой экспозиции – главные представители азербайджанской национальной художественной школы.
Тофик Джавадов "Индустриальный пейзаж", 1956
За время существования СССР в каждой республике сформировалась своя уникальная национальная художественная школа. Произведения искусства, которые показывались на всесоюзных, региональных, республиканских, групповых или персональных выставках, попадали в фонды главного музея страны – Третьяковской галереи, но за последние 25 лет они ни разу не выставлялись. Пришло время показать это собрание, изучить особенности региональной живописи, проблематику официального и неофициального искусства, а также творческие биографии отдельных художников.
Одним из авторов, представленных в экспозиции "Созвездия Апшерона" стал Тофик Джавадов, художник, в чьем творчестве нашел отражение так называемый "суровый стиль", направление в реалистической советской живописи. Этот стиль не был региональным: например, совсем недавно в Третьяковской галерее прошла выставка Гелия Коржева, представителя московской школы. Для него были характерны четкие линии, грубые "рубленые" формы, строгие очертания и интенсивный цвет. Художники воспевали героизм трудовых будней, но делали это без патетики и идеализации.
Тофик Джавадов "Нефтяники", 1958-59
Нефтедобыча сделала Азербайджан одной из самых богатых республик Советского Союза. Но художнику были интересны вовсе не это и не блага советской эпохи. Джавадов, как и другие художники эпохи, обращается к подвигу безымянного человека. Группа из пяти рабочих на первом плане стоит совсем близко к зрителю, а их измученные глаза смотрят прямо на него. Благодаря этому рождается сильное эмоциональное воздействие.
Мир Надир Зейналов "Апшеронские сеятели", 1972
В "Апшеронских сеятелях" мужицкая сила героического труда и эмоциональный накал еще сильнее. Художник Мир Надир Зейналов использует два очень важных приема: во-первых, фигуры сеятелей настолько обобщены, что их совместный силуэт стремится занять все прямоугольное пространство картины; а во-вторых, – это кроваво-красный цвет, которым залита пашня. Дополнительный акцент сделан на лопатах, холодная сталь которых острым клином врезается в землю полей. Эмоциональным центром картины становится лицо старого крестьянина, обрамленное белой косынкой. Его грубые черты, нос с горбинкой, уставшие глаза передают всю тяжесть повседневного крестьянского труда, но в то же время восхищают силой и несломленностью.
Джавад Мирджавадов "Всадники", 1972
В 1991 году состоялась первая персональная выставка художника Джавада Мирджавадова в ЦДХ на Крымском Валу. Для Москвы его живопись стало настоящим открытием. О его творчестве практически ничего не было известно, а сам автор был знаком лишь узком кругу азербайджанских художников, и музейным работникам, которые ездили по советским республикам с выставками. Автор жил затворником, ему вечно не хватало денег, но живопись, которой он посвящал все свое время, стала делом его жизни. В этих примитивных образах чувствуется какая-то архаическая мощь, "повышенная жизненность", "пружинная плоть". "Все бытие полыхает пестротой, даже темное", – вспоминал один из друзей художника.
Расим Бабаев "Ветеран войны", 1976
Расим Бабаев учился в Московском художественном институте имени Сурикова, поэтому в его живописи сильно сказалось влияние столичной школы. При этом, особенно в поздней живописи, ему удалось сохранить яркость цвета, характерную для южной азербайджанской живописи.
Ашраф Мурад "У Каспийского моря", 1975
Это и следующее изображения представляют собой многофигурные композиции двух различных художников – Ашрафа Мурада и Таира Салахова. Первый изображает отдых, второй – трудовые будни. При этом работы очень близки по колориту. Интересно, что картина Мурада была создана позже всего лишь на 15 лет, но социальный заказ сильно изменился: ушла потребность воспевать социалистическую стройку. С другой стороны, намного сильнее стали позиции неофициального искусства.
Таир Салахов "С вахты", 1957
Одно из поздних произведений "сурового стиля". Таир Салахов изображает рабочих, возвращающихся со смены. При этом, если сравнить с другими произведениями того же направления (например, с "Нефтяниками" Джавадова), то здесь совсем нет того надрыва, с которым изображали рабочих художники. Героические фигуры людей, сопротивляющихся волнам и ветру, выглядят очень грациозно.
Таир Салахов "Портрет композитора Кара Караева", 1960
Таир Салахов на сегодняшний день остается, наверное, самым известным из представителей азербайджанской школы живописи. Его гиперреалистические произведения 2000-х далеки от утонченных образов 1960-х годов. В этом смысле портрет композитора Кара Караева является одним из лучших образцов раннего творчества художника.
Геюр Юнусов "Большой арбуз", 1990-е
Если другие художники азербайджанской школы в рамках национальной стилевой школы обращались к более или менее интернациональным темам, то Геюр Юнусов был азербайджанским автором именно на изобразительном, сюжетном уровне. Его герои всегда представлены в национальных костюмах и занимаются обычно какими-то очень типичными вещами. При этом, яркость цвета и обобщенность форм роднит живопись Юнусова с художниками более раннего периода 1950–1960-х годов.
Геюр Юнусов "Бакинцы", 1989
Персонажи Юнусова статичны и отстраненны, они никогда не смотрят напрямую зрителю в глаза. При этом за их плечами нередко появляются загадочные мифические существа, арабская вязь, изречения из Корана или религиозная символика.