Новости

Новости

09 декабря 2016, 18:20

Маршруты и гиды

Москва пешеходная: 10 зданий с необычной историей

Москва – удивительный город с богатой архитектурой. Многие ругают ее за отсутствие определенного стиля, но, может, как раз в этом изюминка российской столицы. Здесь старый храм может стоять среди современных высоток, а готическое здание выделяться на фоне построек в стиле классицизма.

Ежедневно мы проходим мимо огромного количества таких сооружений и даже не подозреваем об их необычной истории. Охватить их все разом не получится, поэтому сетевое издание m24.ru выбрало десяток архитектурных находок, историю строительства которых вы могли не знать.

Доходный дом Исакова на Пречистенке

Сегодня это многоквартирный жилой дом на Пречистенке. Построили его в 1904–1906 годах по проекту архитектора Льва Кекушева. Здание входит в число лучших московских построек модерна и является образцом данного стиля начала ХХ века. Оно славится выразительным фасадом и богатым декором.

Еще в 1812 году здесь был двухэтажный классический каменный дом с садом и парочкой служебных помещений. Такая картина не менялась на протяжении века. И вот в начале 1900-х годов старую постройку снесли, а на ее месте возвели 5–6-этажный доходный дом.

Самое удивительное в сооружении то, что при его строительстве архитектор Кекушев стремился к максимальной асимметричности и использовал для этого все возможности участка.

Его задумка удалась: выходящая во двор часть здания имеет шесть этажей, а выходящая на улицу – только пять. Парадная лестница разделяет здание на переднюю и заднюю части, которые смещены относительно друг друга на пол-этажа в высоту. Благодаря этому войти в квартиру можно было с любой лестничной площадки. Оконные переплеты на каждом этаже имеют свой рисунок. Боковые фасады дома попроще, а фасады, выходящие во дворики, совсем без декора.

Плоские дома на Пресненском валу

Фото: m24.ru/Михаил Сипко

На Пресненском валу, недалеко от станции метро "Улица 1905 года", раскинулись "плоские" дома – под номерами 36 и 38. Конечно, на самом деле, это самые обычные здания, на первый взгляд даже ничем не примечательные. Однако угол между лицевой и боковой сторонами обоих домов так мал, что с определенных ракурсов здания кажутся совсем плоскими.

Двухподъездный жилой дом №36 построен в 1910 году. По одной из версий, отведенный под строительство земельный участок был такой формы, что архитектору пришлось одну из сторон дома сделать в виде скошенного угла. Когда смотришь на него с правильной стороны, возникает иллюзия, что дом нарисован на листе фанеры чем-то подпираемой сзади.

38-ой дом выглядит пообъемнее. Правда, глядя на его фасад, кажется, будто заднюю часть постройки чем-то отрезали. Даже сейчас, когда здание постарело и приобрело несколько запущенный вид, выглядит оно необыкновенно.

Усадьба Лукутиных

Усадьба Лукутиных, или, как ее еще называют, дом трех эпох, не совсем обычное здание. Построено оно было в XVIII веке в Вишняковском переулке. Тогда это был трехэтажный дом, которым владел известный купец Лукутин – создатель производства знаменитых расписных шкатулок, изготавливаемых по сей день.

В 1910 году владелец захотел превратить здание в доходный дом, и по его заказу архитектор Петр Ушаков надстроил еще один этаж. Таким образом, классическая усадьба стала четырехэтажным жилым зданием. И уже в наше время, в 1980-е годы, в доме надстроили еще пять этажей.

Так и получилось, что в обычной усадьбе срослись сразу три эпохи: XVIII век, начало ХХ века и конец ХХ столетия. И если внимательно присмотреться к зданию, можно разглядеть все этапы его архитектурного роста.

Храм Христа Спасителя

Фото: m24.ru/Юлия Иванко

Храм Христа Спасителя – самый большой собор Русской православной церкви, вмещающий до десяти тысяч человек. Имеет он и богатую историю.

Построили собор 130 лет назад. Он был возведен в 1883 году, как храм-памятник, посвященный Отечественной войне 1812 года. Торжественная закладка его состоялась на Воробьевых горах в октябре 1817 года, но проект не был осуществлен из-за возникших проблем, связанных с непрочностью почвы. В 1825 году Николай I приказал приостановить все работы, и строительство прекратилось.

Через семь лет император утвердил новый проект храма и лично выбрал для него место – на берегу Москвы-реки. Храм строился почти 44 года, и с 1883 года в соборе начались регулярные богослужения. Там проходили коронации, отмечались всенародные праздники и юбилеи. Например, 500-летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых.

В начале 1920-х годов собор захватили обновленцы, а через почти десяток лет, в 1931 году, его закрыли. По решению советского правительства 5 декабря того же года храм взорвали. Сохранилась лишь часть наружных белокаменных барельефов, позже вмонтированных в стену Донского монастыря.

На месте сооружения планировалось построить Дворец советов. Однако планы осуществить так и не удалось из-за Великой Отечественной войны. По ее окончании фундамент здания использовали для открытого плавательного бассейна, получившего название "Москва".

В сентябре 1994 года столичное правительство решило воссоздать Храма Христа Спасителя, вернув ему прежний вид. За неполные шесть лет собор построили. В 2000 году все внутренние и внешние отделочные работы были завершены.

Ажурный дом

Ажурный дом, расположенный на Ленинградском проспекте, сразу бросается в глаза. И здание это интересно по нескольким причинам. Во-первых, это один из первых жилых домов из крупных бетонных блоков заводского изготовления.

Во-вторых, интерес вызывает его внешний вид. Неспроста дом получил название ажурного. Дело в том, что его фасад состоит из узорчатых решеток. Ажурные блоки сгруппированы по два, тем самым обогащая композицию строения. Еще одно название, присвоенное зданию за экзотичность – "дом-аккордеон".

Сооружение должно было стать образцом будущего стандартного жилья для обычных советских людей. Предполагалось, что строиться такие дома будут быстро и недорого, но при этом не будут выглядеть типично.

Возвели ажурный дом на месте одной из хозяйственных построек Московского ипподрома, на пересечении с Беговой аллеей. Узорчатые решетки на здании выполнены из бетона и прикрывают собой кухонные лоджии. За основу ажура послужили эскизы известного живописца Владимира Фаворского по растительной тематике. Правда, жильцы жалуются, что из-за этих орнаментов в квартирах темновато.

Интересно, что эта архитектурная деталь была призвана не только украсить дом, но и спрятать от посторонних глаз личные вещи жильцов. Например, развешенное на лоджиях белье. Все-таки улица, где стоит здание, всегда считалась одной из центральных.

Фасад дома по цвету напоминает мрамор, однако это не было первоначальной задумкой архитектора. Дело в том, что ровный цвет бетонного покрытия получить не удалось, поэтому в бетон во время его заливки в формы добавили краситель. Разводы все равно остались, но в новой цветовой гамме они смотрелись как дорогой камень.

Необычной в доме была и планировка. Первый этаж был отведен под социальные объекты для обслуживания жильцов, а вот сами квартиры располагались на этажах, начиная со второго. Правда, воплотить в жизнь все задуманное помешала война в 1941 году. Подвалы здания превратились в бомбоубежища, а квартиры, рассчитанные на одну семью, стали коммуналками.

Как известно, ажурный дом типовым так и не стал. После войны средств на восстановление страны не хватало, и об украшениях фасадов пришлось забыть. А затем на смену крупноблочному строительству пришла технология панельного производства.

Дом на ножках

Дом на ножках, построенный на Беговой улице в 1979 году, относится к стилю брутализма. Его основная особенность, которая сразу бросается в глаза – полное отсутствие первого этажа, а вместо него – 40 железобетонных опор, которые в народе прозвали просто ногами. Отсюда и необычные названия – Дом на ножках, Дом-сороконожка и Дом-осьминог.

Архитектор Андрей Меерсон строил его как 16-этажную гостиницу для участников Олимпийских игр 1980 года. Правда, по технологическим причинам остановились на 13 этажах и двух технических ярусах. А когда строительство завершилось, туда и вовсе заселили работников авиационного завода "Знамя Труда".

Двадцать пар мощных железобетонных опор, на которых держится дом, сужаются книзу. А каждый последующий этаж как бы поставлен на предыдущий внахлест с выступом, из-за чего визуально дом расширяется кверху. Этот эффект достигнут благодаря тому, что плиты положили под углом.

Есть предположение, что такая конструкция создана по задумке архитектора, чтобы рядом не скапливался смог и выхлопные газы. Якобы дом приподняли, таким образом создав своеобразную форточку, которая позволила воздуху свободно циркулировать. Правда, эту версию ставят под сомнение. Так, сегодня жильцы используют пространство под ножками всего лишь для парковки своих автомобилей.

Северный речной вокзал

Фото: ТАСС/Марина Лысцева

Это один из двух речных вокзалов Москвы. Расположен он на берегу Химкинского водохранилища. Его построили одновременно с Каналом имени Москвы в 1937 году. Интересный факт – возвели его еще до заполнения Химкинского водохранилища, то есть, на суше.

Вокзал, построенный в стиле сталинского ампира не только объект культурного наследия, но и один из символов Москвы.

Здание выполнено в форме двухпалубного парохода, который как бы держит путь в направлении пяти морей. Мачтой корабля стала башня, увенчанная 24-метровым шпилем. А плоская крыша и арки только усиливают сходство с лайнером.

По идее, осенью шпиль можно сложить, а весной, когда открывается движение по каналу имени Москвы, вернуть на прежнее место. Правда, такую возможность практически не используют – за все годы шпиль прятали лишь несколько раз. Например, в 1941 году, чтобы он не служил ориентиром для немцев.

Не все знают, что пятиконечная звезда на шпиле здания до этого красовалась на башне Московского кремля – Спасской. Установили ее там 24 октября 1935 года. она была изготовлена из нержавеющей стали и красной меди. Знак серпа и молота был выложен горным хрусталем, аметистами, александритами, топазами и аквамаринами.

Постепенно из-за осадков самоцветы тускнели, теряя свой вид. Поэтому уже через полтора года было решено заменить звезду на рубиновую. А вот звезду из самоцветов поселили на шпиле здания вокзала.

Часы, размещенные на башне Речного вокзала, по легенде были сняты с Храма Христа Спасителя. Часам порядка 200 лет, и они считаются одними из самых старых в столице.

Точно известно, что на башне они появились в 1937-м, в год завершения строительства самого вокзала. Весь их механизм создан вручную, но несмотря на это, в 1996 году их перевели на работу от электродвигателя, избавив тем самым сотрудников вокзала от необходимости каждые два дня их заводить. А вместе со старым механизмом со здания сняли колокола.

Дом "Корабль" на Тульской

Находясь на Большой Тульской улице, невозможно не заметить гигантский дом, напоминающий корабль. Строили его почти два десятилетия. Из-за огромных размеров и грязно-белого цвета на фоне синего неба здание напоминает плывущий по морю круизный лайнер. От этого он и получил свои названия "Корабль" или "Титаник".

Также в народе его называют "Домом холостяка". Все из-за того, что именно в этом доме неженатым мужчинам выдавались однокомнатные квартиры. Есть еще одно необычное название – "Лежачий небоскреб". Его дому присвоили из-за необычайной длины – 400 метров.

Это один из самых безопасных домов в Москве. Его главный прораб Владимир Бабада до этого создавал лишь атомные реакторы, поэтому к строительству здания подошел основательно. Здание обладает высокой сейсмической устойчивостью, и ему не страшно землетрясение. Говорят, что даже после взрыва он не сложится как карточный домик. Все его углы выполнены не под 90 градусов, а под 87 и 93.

Всего в доме 14 этажей. Первые два занимают магазины, банки и кафе, поэтому в лифте после первого этажа сразу следует третий. А после 12-го этажа следует сразу 14-й, потому что в доме есть двухуровневые квартиры, которые выдавали многодетным семьям.

Интересный факт – первых жильцов заселили в 1981 году, а последний подъезд с магазинами сдали более чем через 10 лет – уже после окончания советской эпохи, в 1992–1993 годах. Более того, известно, что сначала построили южные подъезды, потом северные, и в самом конце центральные. Таким образом, в южной стороне здания люди уже много лет жили, а северная часть еще только строилась. Кстати, достраивали ее уже не профессиональные строители, а солдаты стройбата, что, конечно, отразилось на качестве.

Коридоры в подъездах дома очень длинные. По одной из версий, все дело в том, что здание строили под гостиницу. Есть еще кое-что. Благодаря высоким пролетам с колоннами между подъездов жильцам не приходится обходить почти полкилометра вокруг дома, они просто проходят сквозь него.

Кокоревское подворье

Фото: wikimedia.org

Это крупнейшее из сохранившихся на Софийской набережной зданий. Построил его знаменитый богач купеческой Москвы Василий Кокорев в 1860-х годах. Правда, уже в ХХ столетии здание обезобразили трехэтажной надстройкой.

Разрешение на строительство большого четырехэтажного подворья, которое включало в себя гостиницу, магазины и склады, Кокорев получил в июне 1860 года. Для постройки он скупил несколько небольших участков, и спустя четыре года на их месте выросло подворье. Строили его быстро, но на качестве это ничуть не отразилось.

Важно знать, что это первый в России многофункциональный деловой и общественный центр. Более того, появилось оно раньше, чем так называемые Grand-Hotel в Европе. Обошлась постройка владельцу в умопомрачительную сумму – более двух миллионов рублей.

Подворье оказалось связано с интересным эпизодом в истории русско-американских отношений. В 1866 году здесь останавливалась делегация Конгресса США, которая посетила Россию, чтобы поддержать императора Александра II, на которого было совершено покушение.

В 1889 году Кокорев продал здание из-за финансовых затруднений. После этого гостиница поменяла название на "Софийское подворье". Работала она вплоть до взятия власти большевиками. После революции здание передали оборонному ведомству. А в первой половине XX века, как уже говорилось выше, здание надстроили на несколько этажей. Правда, делалось это без учета архитектуры и из низкокачественных материалов.

На сегодняшний день в подворье ведутся масштабные работы по реставрации, которые вернут зданию былой вид. А надстройку 1930-х годов скорректируют и добавят декоративные элементы, как на исторических этажах.

Отель "Метрополь"

Отель "Метрополь" необыкновенно красив. За его строительство в 1890-е годы взялся меценат Савва Мамонтов – человек, голова которого всегда была полна идей. Вот и стройку он затеял необычную. Он выкупил гостиницу, построенную в начале 1830-х по проекту Осипа Бове, и решил на ее месте возвести не только отель, но и рестораны, театры, галереи и помещения для занятий спортом.

Строительство началось в 1899 году, правда, остановилось в том же году, так как Мамонтова арестовали, обвинив в крупных растратах казенных денег. К слову, через полгода он был полностью оправдан, но и разорен. А за долги ушел и "Метрополь".

Перешел отель Санкт-Петербургскому страховому обществу. Однако в 1901 году стройка снова остановилась. Теперь уже из-за пожара. Стены здания уцелели, а интерьеры, в создании которых по приглашению еще Мамонтова участвовали лучшие архитекторы и художники, были восстановлены. Открыли отель в 1905 году, и он сразу же стал одним из самых модных мест города.

Позже Мамонтов вновь вернулся к строительству "Метрополя", но уже как подрядчик. Благодаря ему отель украсили майоликовые панно (разновидность керамики, изготавливаемой из обожженной глины), что сделало здание неповторимым. А в самом центре здания красовалась ключевая композиция, исполненная по картине Михаила Врубеля.

Кроме того, на здании была майоликовая надпись "Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему". Увы, но сейчас от нее сохранился лишь фрагмент.

Во время революции гостиницу заняли отряды юнкеров, откуда отстреливались от большевиков. Это продолжалось в течение шести дней, пока покинуть здание их не заставил штурм с использованием артиллерии, которым руководил Фрунзе.

В ходе боев "Метрополь" сильно пострадал, но в порядок его привели достаточно быстро, и вскоре он стал одной из основных резиденций советской власти – вторым Домом Советов.

Только в конце 1920-х годов "Метрополь" снова стали использовать по назначению. А в 1986 году началась его реставрация, и 5 декабря 1991 года гостиница открылась.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика