Имя заслуженного тренера СССР Татьяны Тарасовой знают даже те, кто совершенно не интересуется спортом. И дело, конечно, не только в десятках именитых бывших учеников или постоянном членстве в жюри популярных телешоу, посвященных выходу на лед популярных артистов. Легендой отечественного фигурного катания ее сделали талант, несгибаемая воля и умение работать с самыми разными людьми. Накануне большого ледового праздника, посвященного 70-летнему юбилею Тарасовой, m24.ru вспоминает вместе с ней важные вехи ее профессиональной и личной жизни.
Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев
Отец
"Отец научил меня плавать самым простым и самым непедагогическим способом – выбросил пятилетнюю из лодки", – вспоминает Татьяна Тарасова в своей автобиографической книге "Красавица и чудовище" (2001). Суровость – профессиональная деформация: заслуженный тренер СССР Анатолий Тарасов без малого 30 лет отдал профессиональному хоккею. Он был не только ее отцом – в Британской энциклопедии он значится как "отец русского хоккея". Папа научил совсем маленькую Татьяну Анатольевну кататься на коньках – по ее воспоминаниям, в четыре года, – и всегда поощрял ее активность и любовь к спорту. Он же посоветовал ей после травмы, положившей конец ее карьере в фигурном катании, стать тренером. И на собственном примере показал, что это значит.
Из воспоминаний Татьяны Тарасовой
Фото: ТАСС/Сергей Метелица
"Для него, кроме тренерского дела, ничего на свете не существовало. Он говорил: работа тренера сродни труду шахтера. Тренер, как и шахтер, все время пробивается вперед в абсолютной темноте. И отец работал действительно по-шахтерски. Он приходил домой с катка измочаленный до такой степени, будто вернулся после тяжелой физической работы. И все же труд отца я бы отнесла к умственным занятиям. Тренер обязан быть замечательным психологом".
Стадион Юных пионеров
Тарасовы жили в районе станции метро "Динамо". Куда идти заниматься маленькой Тане, не обсуждалось. Конечно, на Стадион Юных пионеров, который для краткости называли СЮПом. "Нет места в Москве дороже и любимее. Здесь, я знаю, была нужна людям, здесь выучились мои ученики, здесь я провела большую часть своей жизни. Какое счастье – возвращаться из поездки на родной каток", – писала Тарасова в 2001 году. К сожалению, сейчас СЮП не существует – в 2015 году стадион, заложенный еще до революции, в 1911 году, был закрыт. Во времена СССР здесь кипела жизнь – работали секции фигурного катания, игры в футбол, баскетбол, теннис, стрельбы, легкой атлетики, конькобежного спорта.
Из воспоминаний Татьяны Тарасовой
Фото: pastvu.com
"На СЮПе всегда было шумно и многолюдно. Кто в волейбол играет, кто в баскетбол. Зимой каток на стадионе заливали не только для фигуристов, по краям были проложены дорожки для конькобежцев. С конькобежцами фигуристы дружили – они целый день на льду, и мы тоже. Иногда нам, совершенно незаслуженно, выпадали занятия на маленьком пятачке искусственного льда – они приходили как награды, и мы их не пропускали".
Тренер
До 1967 года Тарасова занималась фигурным катанием в паре с Георгием Проскуриным. Их тренером некоторое время была Елена Чайковская – молодая (всего на семь лет старше Тарасовой) и сильная педагог. Позже, когда Татьяна Анатольевна сама стала тренером, они с Чайковской вместе ездили на чемпионаты, в том числе – на Олимпиаду в Инсбрук (1976). Тарасова отправилась туда со своей парой Роднина – Зайцев, Чайковская привезла своих воспитанников Людмилу Пахомову и Александра Горшкова. Обе пары вернулись с золотыми медалями – первые за парное катание, вторые за танцы на льду.
Из воспоминаний Татьяны Тарасовой
Фото: ТАСС/Александр Яковлев
"Зал, зрителей я не вижу. Слышу только его реакцию. Да и в лица ребят я не смотрю. Слежу за их ногами. По ногам я могу определить, с каким настроением они катаются.
Много лет назад я, выступая сама, во время проката посмотрела в глаза моему тренеру Елене Чайковской. В ее взгляде было столько напряжения, что я сразу же упала. С тех поря смотрю выступления своих учеников, не поднимая глаз".
Талисман
Многие спортсмены суеверны. Об этом Тарасова узнала, когда начала профессионально заниматься фигурным катанием: перед выходом на лед все юные спортсменки что-то вертели в руках – игрушку, брелок, амулетик. У Тарасовой не было ничего. Тогда она придумала себе ритуал – стала шнуровать коньки в одном порядке: сначала левый, потом правый. Позже, став тренером, она поменяла очередность и стала начинать с правого конька. В начале 1970-х у нее, наконец, появился талисман – подарок тогдашнего тренера сборной ГДР Йохана Линднера, игрушечная черепашка, сшитая из кожи. Линднер сказал: "Я знаю, она принесет тебе удачу", – и с тех пор Тарасова не расстается с подарком.
Из воспоминаний Татьяны Тарасовой
Фото: vk.com/ta_tarasova
"Эта черепашка объехала со мной весь мир в кармане или сумке. Она небольшая, с ладонь, и много места не занимает. Сшитая из кусочков, черепаха стала рваться, накануне Олимпиады в Лейк-Плэсиде я дала ее Родниной, и Ира ее аккуратно подштопала. В сезоне 1982 года я черепашку с собой никуда не брала, чтобы она отдохнула, набралась сил, а накануне чемпионата страны 1983 года отдала починить Наташе Бестемьяновой. Наташа вернула черепаху мне перед чемпионатом Европы, на котором они впервые с Андрюшей завоевали золотые медали".
Победы учеников
На счету ее учеников в общей сложности – более 40 золотых медалей, выигранных на чемпионатах мира и Европы, а также восемь золотых Олимпийских медалей в трех дисциплинах из четырех возможных. Сегодня они сами уже – легенды: Ирина Роднина и Александр Зайцев, Наталья Бестемьянова и Андрей Букин, Марина Климова и Сергей Пономаренко, Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков, Илья Кулик, Оксана Грищук и Евгений Платов, Алексей Ягудин. Среди этих имен особняком стоит пара Роднина – Зайцев. В 1974 году они по своей воле перешли от своего тренера Станислава Жука, отношения с которым крайне осложнились, к молодой Тарасовой, общавшейся с учениками на равных. Они уже были Олимпийскими чемпионами – в 1972 году они взяли золото на Зимних играх в Саппоро. Под руководством Тарасовой пара завоевала еще две золотые медали – в Инсбруке в 1976 году и Лейк-Плэсиде в 1980-м.
Из воспоминаний Татьяны Тарасовой
Фото: ТАСС/Владимир Гулевич и Альгис Паленис
"На табло зажглись оценки. Саша подошел ко мне: "Тетя Таня, держи".
Я ему плечо подставила, он в бессознательном состоянии, а у него интервью собираются брать, камеры наставлены.
Зато Ира как будто сил у бортика хлебнула: "Тетя Таня, я третий раз олимпийская чемпионка!!!"
Ледовый театр
В 1988 году ученики Тарасовой пара Бестемьянова и Букин взяли золото на Олимпиаде в Калгари. Это была уже шестая Олимпиада для Татьяны Анатольевны, и ее супруг пианист Владимир Крайнев был очень озабочен ее состоянием – каждый чемпионат для тренера стоит огромных нервов. За несколько лет до этого он предложил жене оставить тренерскую работу и открыть свой ледовый театр. В середине 1990-х Тарасова воплотила идею Крайнева, организовав театр "Все звезды". Как следует из названия, труппу образовали знаменитые фигуристы. Тарасова были в театре и тренером, и балетмейстером, и режиссером. За 14 лет своего существования театр представил множество классических балетов, перенесенных на лед, – "Ночь на Лысой горе", "Спящая красавица", "Золушка", "Аленький цветочек". Кроме того, в театре шли "ледовые" версии знаменитых бродвейских постановок, например, "Вестсайдской истории", "Кошек", "Призрака оперы", "Кабаре".
Из воспоминаний Татьяны Тарасовой
Фото: ТАСС/Александр Яковлев
"Наш Друг Виталий Мелик-Карамов сразу же придумал название этому театру "Все звезды" – мечтая, что театр будет все время гастролировать за рубежом (главная цель советского человека), следовательно, это скорее английское название All stars. Букин, который с самого начала страшно ревновал к любому моему отвлечению от их дуэта, тут же обозвал наш проект Old stars, то есть "Старые звезды".