20 марта на сцене Московского международного Дома Музыки выступит японская софт-джазовая и нью-эйдж пианистка-композитор Кейко Мацуи. В сопровождении ансамбля музыкантов из Латинской Америки она представит столичной публике свой последний альбом Journey To The Heart. В интервью m24.ru она рассказала о спортивном детстве, любви к Стингу и одном не сыгранном концерте в космосе.
Фото: ТАСС/Зураб Джавахадзе
– Ваш дебютный альбом вышел в 1987 году. Сейчас, спустя почти 30 лет, вы выпустили совершенно новый лонгплей. Какой путь вы прошли между этими точками?
– Когда вышел мой первый сольный диск A Drop Of Water, я и думать не думала развивать международную карьеру. Но получилось так, что этот альбом вышел, в том числе, и в США. А дальше, когда американские радиостанции стали активно ротировать мои треки в своих эфирах, ко мне стали приглядываться и концертные продюсеры, и букинг-агенты: "Кейко, тебе нужно начинать делать свои собственные концертные туры!" Ну и пошло-поехало. Наверное, такая у меня миссия – ездить по разным странам, давать концерты по всему миру – в Японии, США, России.
Все эти годы я считала и считаю главным в своем творчестве мелодию. Музыка не может жить без настоящей, красивой мелодии, и именно этому я уделила большое внимание в моем последнем альбоме. Journey To The Heart, 27-й по счету, я бы назвала началом новой эры в моем творчестве. Ранее я выпускала сольные альбомы и выступала с другими музыкантами. На этот раз на концертах в Нижнем Новгороде, Москве и Санкт-Петербурге мы покажем абсолютно новую программу, подготовленную с моей новой группой. Басовые партии сыграет замечательный кубинский музыкант Карлитос де Пуэрто, который работал с такой джазовой легендой, как Боб Джэймс. Мы большие друзья с Карлитосом. В свою очередь, он познакомил меня с отличным барабанщиком-виртуозом Джимми Бранли, который тоже выходец из Кубы. Позже к нам присоединился и бразильский гитарист Жоао Педро Мурана.
[html]
[/html]Видео: YouTUBE/takatakatang
– Вы начали заниматься музыкой в пять лет. На этом настояли родители или это был ваш выбор?
– В детстве я не проявляла никакого интереса ни к музыке, ни к хореографии, хотя моя мама была преподавателем классических японских танцев. Нет, меня не заставляли, училась я весьма охотно. Но стать музыкантом не мечтала. Как и все дети, помимо музыки я занималась еще много чем – спортом, например. Очень часто, особенно после какого-то сложного задания или конкурса, я думала: "Нет, дальше заниматься этим я не буду". А потом ко мне сами по себе стали приходить мелодии будущих композиций, и тут уже мне не приходилось заставлять себя.
Когда мне исполнилось 18, предоставилась возможность написать саундтрек к фильму. Когда я увидела свое имя в финальных титрах, идущих под мою музыку, это очень сильно повлияло на меня. Я поняла, что я могу писать и исполнять музыку не только для себя и своих близких. А в первом туре я увидела людей, которые были в восторге от того, что я делала. Я решила: пока позволяет здоровье и хватает сил, я буду ездить по миру, делиться своей музыкой с людьми, дарить им позитивные эмоции. Кроме того, я занялась и благотворительностью. Таким образом я пытаюсь отплатить людям за то, что дает мне публика на моих выступлениях.
– Ваш пример показывает, что ребенок не всегда понимает, что для него лучше. Как вы считаете, стоит ли заставлять детей заниматься музыкой?
– Очень многое зависит от личности и профессионализма преподавателя. Тут обязательно стоит принимать во внимание характер ребенка. Скажу банальную вещь, но без этого никуда: ребенка нужно учить музыке, да и другим наукам, ремеслам так, чтобы маленькому человеку был интересен сам процесс обучения! Родители, конечно, должны контролировать этот процесс, где-то и заставлять, но – никакого чрезмерного давления на ребенка! Сами дети должны понимать, что нужно учиться, и стараться именно в детстве набраться как можно больше знаний и опыта – именно тогда, когда это наиболее органично и естественно, когда родители обеспечивают тебя, помогают. Кстати, насколько я знаю, правительство России старается поддерживать детей, занимающихся искусством.
– Вы упомянули спорт. Он вам все еще интересен?
– Мне бы очень хотелось, но сейчас спортом я не занимаюсь. А вот в школе я играла в футбол! Да-да, бегала по полю, гоняла мяч вместе с мальчишками. А еще мне очень нравилось кататься на велосипеде, я была весьма недурна в гимнастике. А помимо спорта я еще увлекалась художественной каллиграфией. Кстати, я по-прежнему рисую, но делаю это теперь лишь под Новый год.
Я очень люблю вкусно поесть. Но на диетах не сижу. Конечно, чтобы много гастролировать, нужно быть здоровым, а значит – есть в полезную пищу. Но получается не всегда. Особенно в России, когда мои свето- и звукорежиссеры идут с гостеприимными русскими организаторами в ресторан. Мясо, водка – тут и я не сдерживаюсь. Однажды я выпила аж семь рюмок водки подряд за один вечер, и это было что-то. Теперь я не употребляю больше одной за раз! Ну а дома – в Лос-Анджелесе или Токио – я все же стараюсь есть довольно легкую пищу – рис, рыбу, мисо-суп, свежие офощи, фрукты.
[html]
[/html]Видео: YouTUBE/Smooth Jazz
– В одном из интервью вы рассказывали, что в юности были без ума от сочинений Сергея Рахманинова. А сейчас?
– Я по-прежнему очень люблю Рахманинова. А еще, пожалуй, Баха и Шопена. Если говорить о современных авторах и исполнителях, то это Стиви Уандер. А из джаза – Чик Кориа, например. Впрочем, музыка не имеет никаких границ, и самым любимым своим артистом считаю Стинга!
– Одну из своих композиций вы посвятили гибели американского шаттла Challenger. Что вы думаете об исследовании космоса?
– Лет 15 тому назад один американец стал агитировать меня полететь в космос и сыграть там первый полноценный концерт на орбите. Он долго пытался подойти к реализации этой задумки, найти спонсоров, поехать в Россию, пройти подготовку, но этой сумасшедшей красивой идее так и не суждено было сбыться. Кстати, мы дважды встречались с японским астронавтом Мамору Мори – один раз в Хьюстоне, другой – в Токио, и оказалось, что они с супругой большие любители моей музыки.
– Японцы вообще большие любители музыки – и классической, и рока. А многие известные европейские и американские музыканты женаты на японках. Как вы думаете, в чем тут дело?
– Думаю, дело в уникальной японской культуре. Кроме того, мне кажется, дело в фонетических особенностях нашего языка –они весьма особенные и тяготеют к музыке. Кроме того, у нас в крови анимизм (вера в одушевленность природы, – прим. m24.ru). А ведь музыка и творчество имеют очень много общего с анимизмом, душой и чувствами – думаю, в этом главная причина. Почему многие музыканты любят Японию, нашу публику? Думаю, и по тем же самым причинам, и еще – из-за нашего гостеприимства. Я знаю, что в России тоже много поклонников японской культуры, у русских – особенно молодежи – весьма популярно сейчас изучать японский язык. Кстати, не только иностранные музыканты, но и просто русские молодые люди и мужчины любят японских девушек и женщин!
[html]
[/html]Видео: YouTUBE/Shanachie Entertainment
Место: Московский Международный Дом Музыки, Космодамианская набережная, дом 52, строение 8
Дмитрий Сараев