Фото: teatrdoc.ru
Театр.doc представил зрителям премьеру, в которой острый политический вопрос о частной земельной собственности граничит с вечной проблемой человеческих взаимоотношений. Режиссер Владимир Мирзоев нанизал на нитку спектакля "Толстой – Столыпин. Частная переписка" несколько объемных смысловых бусин: образы культовых персон ушедшей эпохи, любовные переживания героев, горести бедствующего русского народа, борьбу с закостенелой госсистемой и оппозиционные измышления.
Одна из главенствующих тем постановки, текст которой написан драматургом и киносценаристом Ольгой Михайловой, - полемика премьер-министра Петра Аркадьевича и писателя Льва Николаевича. Исторический факт, подкрепленный свидетельствами современников, копиями писем и журнальными статьями. Параллельно с этим сюжетом на сцене разыгрывается еще один – суд над крестьянкой Марией Крюковой, зарубившей топором свекра-любовника. Обе истории сплетаются в крепкий узел. А начинается все с того, что никому не известный пензенский адвокат, защищающий интересы убийцы, решается просить содействия Толстого и Столыпина. Оба ратуют за справедливость, авось, чем и помогут.
Фото: Полина Королева
Режиссер театра и кино Мирзоев работает с материалом Михайловой уже не в первый раз. Их дебютный творческий союз состоялся в далеком 1986 году. В качестве итога – спектакль "Праздничный день" на сцене Ленкома. Позже в Канаде Владимир Владимирович поставил "Русский сон" Михайловой (одноименная пьеса была переведена на английский язык). И вот в 2012-м драматург прислала постановщику свою новую работу. Изначально пьеса была написана для пензенского театра, а спектакль в регионе приурочили к 150-летию со дня рождения Столыпина-реформатора.
"Актеров выбирали без кастинга. Исполнителей ролей Столыпина и Толстого – Армана Хачатряна и Захара Хунгуреева – я привел в театр с собой. Это мои ученики, ВГИКовский выпуск 2006 года. На Роль Федосьи (служанка адвоката Яншина – прим. ред.) подошла Оля Лапшина. Аня Осипова – одна из актрис, сыгравших Марию Крюкову, - из Театр.doc", - рассказал Мирзоев о подготовке к спектаклю на столичной сцене.
Его герои отличаются от прототипов. Удивляет образ Льва Николаевича, который похож скорее на отрицающего устои юношу с копной растрепанных волос, лукавой улыбкой и хитрым прищуром глаз, нежели на степенного лысеющего литератора с бородой до пупа. И лишь по широкой, подпоясанной веревкой рубахе узнаешь в Захаре Хунгурееве Толстого. Классик нетипичен не монологами, а поведением, манерой держаться на сцене. Вот Лев Николаевич снимает рубаху и показывается перед публикой в серой майке и подштанниках, вот в буквальном смысле встает с ног на голову или подтягивается на штанге.
Фото: Полина Королева
Неординарность задумки режиссер объясняет стремлением уйти от документальности повествования. В постановке "Толстой – Столыпин" вы не увидите исторических персонажей, ибо это не спектакль-иллюстрация. Актеры преследуют иную цель – показать внутреннюю природу вещей, вывернув наизнанку привычное.
По этой же схеме раскрывает характер своего персонажа Арман Хачатрян. Его государственный деятель циничен, прагматичен, но часто забавен. Только вот в диалогах с Толстым, который, кстати, является другом семьи Столыпиных, Петр Аркадьевич не в меру несговорчив. Аграрная реформа, по его мнению, - залог безбедного существования крестьян, а суды – панацея от общественного беззакония.
"Природа вложила в человека некоторые врожденные инстинкты, как-то: чувство голода, половое чувство…и одно из самых сильных чувств этого порядка – чувство собственности", - аргументирует Столыпин в ответ на негодующие реплики Толстого.
Писатель против. Ему претит владеть "божьей землей", он демонстративно спит на полу на плохоньком матрасе и раздает деньги из собственного кошелька.
Фото: Полина Королева
И в этих жарких спорах забывают герои о скромном адвокате Яншине, пекущемся о несчастной, загубившей жизнь крестьянке, таскающей за собой метафоричный деревянный брус, к которому прикована цепью. А ведь именно она, Мария, невольно олицетворяет собой всю Русь-матушку - предмет беспокойства Столыпина и Толстго. Героиня Анны Осиповой собрала в себе национальные черты и беды. Измучившаяся, уставшая от непосильной ноши, Крюкова решается сбросить груз, совершить тяжкий грех убийства. За него-то и готова пострадать, отказываясь от всякой помощи.
Колоритная Россия сквозит в еще одном персонаже - Федосье, чьи звонкие народные песни звучат на протяжении всего сценического действия. Она и страдалица, угнетенная высшими чинами, она и счастливица, ждущая заступничества "светочей".
В этом спектакле, по сути, нет ведущих ролей. Каждый герой первостепенен в своей микро-драме, и каждая история в отдельности заслуживает пристального зрительского внимания.
Подготовила Алла Панасенко