Новости

Новости

06 марта 2013, 13:17

Культура

Аниматор Гарри Бардин: "Норштейн снимался в моем фильме под столом"

Гарри Бардин. Фото: ИТАР-ТАСС

В московской библиотеке искусств имени А.П. Боголюбова прошла встреча с известным российским мультипликатором Гарри Бардиным. Его работы: "Летучий корабль", "Конфликт", "Брэк", "Тяп-ляп, маляры", "Брак" – стали классикой отечественной анимации. Неуемная фантазия мастера подарила зрителям картины, выполненные в различных причудливых техниках. Главными героями Бардина становились спички из коробка, пластилиновые и проволочные человечки, веревки.

В течение всего творческого вечера Гарри Яковлевич показывал публике свои мультфильмы, открывал секреты анимационного искусства, а также делился забавными случаями из жизни. Мэтр анимации также ответил на вопросы портала М24.ru.


- Гарри Яковлевич, в чем отличие советской и современной анимации?

- Нам говорили, что рынок все расставит по своим местам. Но он ничего не расставил, вторгся в нашу область искусства и погулял, как слон в посудной лавке. Потому что сегодня рынок предпочитает полнометражное кино. Это выгодно для прокатчиков и продюсеров, которые ищут и находят деньги. А достоинство мультипликации в ее краткости, в ее коротком метафорическом изложении. Сегодня это не востребовано. Работы энтузиастов-доброхотов в основном идут на фестивали. Для зрителя просмотр закрыт. Потому что фильмы, которые делаются для фестиваля, не показываются по телевидению. А другого способа обнаружить их невозможно.

Фото: bardin.ru


- Зачем же нужны такие фестивали, если представленные на них работы не доступны широкому кругу зрителей?

- Какой-то зритель их все же видит. Не только профессионалы-аниматоры, но и любители. Только положение аховое, потому что когда-то в советские времена были кинотеатры специализированные и программы, которые создавались из коротких фильмов: армянской, эстонской, чешской мультипликации. Сейчас этого нет и все подвластно наживе.


- Вы следите за работой молодых современных мультипликаторов? Можете назвать то, что вас впечатлило в последние годы?

- Такие мастера есть, но они не делают погоду. Ее делает средний уровень, который в советские годы был выше сегодняшнего. Средний уровень определяет состояние отрасли. Есть и пики. Сегодня это Александр Петров – его фильм "Моя любовь" по повести Шмелева я считаю шедевром. Замечательны работы Константина Бронзита, Ивана Максимова. Но это все уже не молодое поколение. Хотя и Иван Максимов, и Саша Петров – мои ученики, состоявшиеся в мировом пространстве режиссеры. Кто им идет на смену? Бог весть. Не знаю.


- Плохая тенденция.

- Плохая еще и потому, что мы не удерживаем ту планку советской мультипликации, которая была задана нашими предшественниками: режиссерами Иваном Петровичем Ивановом-Вано, Федором Савельевичем Хитруком, Львом Константиновичем Атамановым, Романом Качановым. Сегодня нужна государственная поддержка и специальная академия. Необходимо все поставить не на коммерческую основу, а на просветительскую. Как заботу о Пушкинском музее, Третьяковке. Анимация – это искусство и от рынка оно лучше не станет.

Фото: bardin.ru

- Вы по образованию актер. Работали в театре имени Гоголя, в кино. Не хотелось снова вернуться на сцену или в кадр?

- Нет. Я компенсировал выход на сцену тем, что играю за всех мультипликационных персонажей. И могу с полной ответственностью отметить "Мадам Бовари – это я", как в свое время сказал Флобер. Мне даже хобби не нужно, я весь погружаюсь в профессию.


- Над чем сейчас работаете?

- Снимаю фильм, который называется "Три мелодии". Это три разных истории – притчи. Уже снял первую и половину второй.


- Когда мы это увидим?

- Вопрос – где? В прокат берут только полные метры.

- Часть средств на "Гадкого утенка" вам выделило Министерство культуры. Остальные деньги вы вынуждены были искать самостоятельно. Каким образом?

- Мне часто говорят: "Да тебе любой даст. Это не проблема. У тебя имя". Так вот – это проблема. Я стучался во многие двери и сочувствия не находил. На последнем этапе продал права фильма "Союзвидео", получил от них деньги и закончил картину. В итоге я с проката ничего не имел и с "Союзвидео", потому что они еще не покрыли эту сумму.

Как Гарри Бардин создавал мультфильмы


История 1

"Я честно и добросовестно работал в театре, пока не столкнулся с мультипликацией, которую начал озвучивать. Мне так понравилось! Денег - никаких, славы - никакой. Но кайф ломовой, как говорит мой сын. Когда бывал на "Союзмультфильме", видел артистов, приходивших хулиганить на студию. Например, Раневскую и других потрясающих актеров, которые делали то, что не могли себе позволить на сцене.

В какой-то момент я обнаглел и подумал, что могу написать сценарий. Написал первый, потом второй. У меня купили. Один поставил режиссер Валерий Попов, который сделал "Трое из Простоквашино". К этому времени по просьбе Театра Образцова мы с Василием Ливановым стали писать пьесу "Дон Жуан-75". Ходили к Образцову как на работу. Но наша фантазия не укладывалась в рамки сцены, и от этого все шло насмарку. Какое-то время спустя Образцов принял решение оставить меня в театре. Впервые в мою трудовую книжку было вписано "режиссер-постановщик". Сергей Владимирович – его звали в коллективе "хозяин"- первым разглядел во мне задатки режиссера, за что я ему благодарен.

Фото: bardin.ru

В 74 году мне предложили поставить мультфильм, и я ушел из театра. Стало интересно, что могу сделать сам. Так я оказался на "Союзмультфильме". Мой второй крестный отец – Иван Петрович Иванов-Вано. На студии у нас была иерархическая лестница. Люди долго трудились на низших ступенях профессиях и восходили к режиссуре лет через 10-15, когда им доверяли поставить свой мультфильм. И 10 минут анимации – это как "Война и мир" для Бондарчука. А тут пришел с улицы какой-то актер и ему дали постановку... Естественно меня не приняли с распростертыми объятиями. Но, когда смотрели мой первый фильм, то Иван Петрович сказал: "Я увидел профессиональную работу талантливого режиссера. И поздравляю студию с таким приобретением". Он дал мне путевку, которой я пользуюсь по сей день".

История 2

"Музыку для "Гадкого утенка" делал Володя Спиваков, который раньше никогда ничего не создавал для мультипликации. Я попросил его записать современную аранжировку Чайковского. После того, как музыка была готова, Спиваков подошел ко мне и говорит: "Слушай, можно кого-нибудь доброго из персонажей озвучить?". Отвечаю, что у меня таких нет, могу предложить только отца-петуха. Он согласился на озвучку этого героя. Дальше пошли звонки с вопросом: "Ну, когда?". Я не спешил. Потом узнаю, что Спиваков по решению ЮНЕСКО получил звание "Артист мира". Звоню ему в Париж:

- Володя, я тебя поздравляю!
- Спасибо, Гарри. Только скажи, когда?
- Что?
- Когда я буду озвучивать петуха?!
- Ты знаешь, у меня были сомнения на твой счет. Но сегодня, когда ты получил звание "Артист мира", я решил - ты достоин озвучивать петуха! (смеется) "

Фото: bardin.ru

История 3

"В фильме "Банкет" есть один момент, когда идет драка и на столе все качается. Снимали мы в субботу, в соседнем кабинете был Юра Норштейн. И вот, что я придумал: позвал его на площадку, мы залезли вдвоем под стол и спинами качали стол с закуской. Таким образом, в моем фильме снимался Юрий Норштейн.

Выкрутасы возникли совершенно случайно. Снимал тогда фильм "Брак" на веревках и мне нужно было проволочное наполнение. Я узнал, что нужный алюминий есть на одной московской фабрике. По телефону мне сказали: "У нас очень строгая пропускная система, поэтому возьмите паспорта и непрозрачные целлофановые пакеты". И вот мы с моим директором пошли за проволокой, которую на выходе нужно было попросту завернуть в пакеты – другим языком "своровать".

Один моток пошел на фильм "Брак", а второй какое-то время лежал у меня на антресолях. Потом возникла идея сюжета нового фильма. Я представил, что происходит, когда охрану своих рубежей мы ставим выше самой жизни, которую оберегаем. Это аналогия с Советским Союзом. Наша редактура в Госкино всегда давала сопроводительную записку, чтобы объяснить чиновникам, про что кино. Сопроводительная к этому фильму была замечательной: "Исследуется психология частного собственника на садовом участке". С этой сопроводиловкой фильм был принят, а в 1984 году я получил за него "Золотую пальмовую ветвь".

Подготовила Алла Панасенко

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика