Фото: ИТАР-ТАСС
Муниципальное собрание "Арбат" направит в департамент транспорта и Мосгордуму обращение с просьбой разрешить в центре города строительство вертикальных парковок у глухих стен зданий. Об этом M24.ru сообщил депутат Евгений Бабенко. Первую автоматизированную трехэтажную стоянку с лифтами могут сделать в Большом Афанасьевском переулке. Если эксперимент пройдет успешно, то практику строительства парковок-этажерок могут распространить на весь центр. Кроме того, архитекторы выявили на Арбате 40 мест под землей, где нет коммуникаций и можно построить подземные парковки на 50 машино-мест каждая. Они также могут быть трехъярусными. Над каждой такой стоянкой планируется разбить сквер.
"Арбатские дворы и переулки сегодня забиты машинами, - пояснил Евгений Бабенко. – Мы ищем пути цивилизованного решения проблемы. Создание вертикальных парковок в торцах зданий будет обсуждаться на ближайшем заседании муниципального собрания. Каждый такой проект будет согласован с местными жителями".
По словам Бабенко, чтобы парковки-этажерки смотрелись в арбатских переулках органично, их планируется украсить зеленью.
Автор проекта, президент регионального общественного фонда "Застава" архитектор Ирина Соколова заявила M24.ru, что инвесторы на застройку торцов зданий и подземных пространств Арбата парковками уже есть, однако отказалась их называть. По ее словам, глухие торцы зданий в центре Москвы в свое время создавались как раз под застройку – к ним планировалось пристраивать как жилые, так и нежилые помещения, даже гостиницы. "Сегодня парковки наиболее актуальны. Планируется, что ветераны и другие льготники будут получать на них места бесплатно или по символической цене, остальные жители – по рыночной, которую установит инвестор", - подчеркнула Соколова.
По словам архитектора, 1 кв. метр вертикальной парковки обойдется инвесторам в 2 тыс. долларов, подземной – 3 тыс. долларов. Если учесть, что одно машино-место занимает примерно 30 – 40 кв. метров, то его стоимость составит не менее 60 тыс. долларов для этажерки и 90 тыс. долларов для подземного паркинга. Таким образом, одна механизированная подземная стоянка на 50 машино-мест будет стоить около 5 млн долларов. Разработчики проекта планируют прибегнуть ко внебюджетному финансированию, однако хотят предложить и московским властям участие в строительстве.
Соколова отметила, что специфика Арбата – в множестве подземных пустот. Под ним проходит лишь один большой коллектор от Садового кольца. "Мы насчитали 40 пустот – по одной в каждом квартале, пригодных для строительства подземных парковок", - добавила архитектор. Если власти и жители дадут свое согласие, пилотный проект такой стоянки планируется организовать в сквере по адресу Большой Афанасьевский переулок, 35. "Сквер после этого будет восстановлен и благоустроен", - пообещала Соколова.
В департаменте транспорта M24.ru сообщили, что рассмотрят обращение муниципального образования "Арбат", как только оно поступит в ведомство. В последнее время идеи арбатских депутатов находят поддержку властей. Напомним, накануне Мосгордума приняла в первом чтении разработанный ими законопроект о штрафах за рекламу на асфальте. Кроме того, власти поддержали идею о создании некурящей зоны на Арбате.
Экс-глава НИиПИ Генплана Сергей Ткаченко сообщил M24.ru, что вдоль улицы Арбат в свое время ездил Сталин, поэтому там действительно не клали коммуникаций. "Это позволило впоследствии без проблем сделать на Арбате пешеходную зону, - рассказал он. – В свое время это действительно было потенциально замечательное пространство для подземных паркингов. Но когда в 1980-е годы там построили здание Генштаба Минобороны, коллектор для него провели от Садового кольца. Поэтому больших пустот под землей не осталось, а инвесторам выгодно строить именно большие стоянки".
По словам Ткаченко, помимо высокой стоимости строительства механизированной стоянки, она также дорога в эксплуатации. Год обслуживания может обойтись инвестору в 2% от стоимости строительства, полагает Ткаченко. Поэтому цены для граждан на таких паркингах могут быть крайне высоки и подойдут только для обеспеченных жителей.
Маргарита Верховская