Прослыть завзятым москвоведом несложно. Ввернете вовремя "Собачья площадка" или "старый Военторг", и вы уже свой в кругу коренных москвичей. Как не ошибиться в столичной топонимике, объясняем на примере лучших ролей арбатских переулков в кино.
Фото: ТАСС/Ирина Афонская
Начнем с немой социальной комедии про быт и нравы Москвы времен НЭПа "Папиросница от Моссельпрома" (1924). По сюжету торговка папиросами с лотка ищет себя внутри "любовного квадрата". В 20-е годы подобные вольности еще позволялись. В фильме немало любопытных кадров Москвы до сталинских застроек.
Воздвиженка. Слева за деревьями – Военторг. Так он выглядел до превращения в огромный коричневый торговый комплекс. Когда машина проезжает мимо камеры, видно вывеску театра "Пролеткульт" на особняке Арсения Морозова. Сейчас в "доме с ракушками" проводят правительственные встречи.
Еще в фильме можно увидеть, что белый "пряничный домик" в Мансуровском переулке (дом 4, строение 1), в котором находится посольство Сирии, выглядел когда-то совершенно по-другому. Был облицован серым камнем и стилизован под средневековый замок. Но некая "Харчевня" рядом с ним была уже тогда, а сейчас примерно на том же месте стоит ресторан "Тифлисский дворик", так что в каком-то смысле историческая преемственность сохранена.
Еще один немой фильм, в котором есть немало любопытных кадров – "Дом на Трубной" (1928).
Смоленская площадь с двух-трехэтажной застройкой
Превращенный в гигантскую коммуналку дом страхового общества "Россия" на пересечении Сретенского бульвара с Милютинским переулком.
Трамвайные пути на Арбате и снесенная в начале 30-х как "мешавшая уличному движению" церковь Николая Чудотворца Явленного. От нее ныне остались только старые фотографии да изразцы в музеях.
Промотаем на 30 с лишним лет вперед. Окрестности Арбата, конечно, за это время попадали в кадр, но как-то эпизодически, а в знаковых фильмах сталинской эпохи так и вовсе почти не засветились. Так что добро пожаловать в 60-е.
Первый фильм, о котором хотелось бы упомянуть, – это "Каток и скрипка" (1960). Короткометражка, знаменитая сегодня в основном тем, что была дипломной творческой работой режиссера Тарковского, а сценарий к ней писал Андрей Кончаловский. Но и в ней есть на что посмотреть.
Очень красивые кадры с гастрономом "Смоленский", который внешне почти не изменился с тех пор. Он отражается в зеркале, стоящем в глубине витрины, благодаря чему возникает эффект дробящегося изображения. В 30-х годах там располагался самый крупный в Москве магазин "Торгсин".
И еще это чуть ли не последний фильм, где попала в кадр полностью исчезнувшая при строительстве Нового Арбата Собачья площадка. На небольшой площади, где когда-то были придворные псарни, до середины ХХ века стоял готический особняк коллекционера древнерусских рукописей доктора К. Мазурина. В нем в советские времена размещались Музфонд и Союз композиторов.
Фильм "Шумный день" Георгия Натансона и Анатолия Эфроса вышел в том же году, что и короткометражка Тарковского. По поводу московских видов в этой картине министр культуры Фурцева сказала недовольно: "Почему Вы сняли фильм в захолустьях старой Москвы, когда есть красивые проспекты?"
В "Шумном дне" они на самом деле есть. В частности, площадь Маяковского с недавно открытым тоннелем, еще не снесенным зданием театра "Современник" справа и пока не перестроенным театром "Сатиры" слева. Памятник поэту, установленный двумя годами ранее, в кадр не попал. Или Тверская (тогда еще Советская) площадь с видом на Кремль. Но старой Москвы все-таки больше.
Из арбатских переулков показаны Сивцев Вражек, уже совершенно неузнаваемый, и Староконюшенный, где живут главные герои.
Есть и любопытный момент из серии режиссерских шуток с географией: когда Олег, поругавшись с Леночкой, убегает из дома, а друг Генка пытается его догнать, начинают они из Старконюшенного (в кадре на заднем плане любопытная примета времени — вывеска "Душевой павильон").
А через секунду Олег уже несется по Сретенке и поворачивает на Садовое кольцо в районе Большой Сухаревской (Колхозной) площади. Долетел, не иначе.
Ну, а теперь — классика с подходящим названием. "Я шагаю по Москве" (1963) – культовый фильм для каждого москвича. Без режиссерских подковырок и загадок здесь не обошлось. Вспомним диалог в метро:
- Какой переулок?
- Строительный!
- Строительный... Где-нибудь в районе Черемушек.
- Да нет, все не так! Какие Черемушки!? Ну при чем тут Черемушки!? Слушай меня! Едешь до Павелецкой, сходишь, по эскалатору наверх и до обувного магазина, как увидел обувной – слезай! А там разберешься!
- Что вы говорите, что вы говорите! Вы сами не знаете что! Выйдешь на Кировской, пройдешь три квартала, свернешь на право, а там рукой подать!
Нет в Москве такого переулка. Улица Строителей есть, Строительный проезд — тоже есть, а Строительного переулка нет и никогда не было. В роли такового снимался Кривоарбатский переулок, в конце которого отчетливо видна МИДовская высотка.
Причем попадают туда герои фильма довольно странным способом: выходят на "Кировской" ("Чистые пруды"), затем проходят по Чистопрудному бульвару, где Володе рвет штанину боксер Аста, а оттуда уже, непонятно каким образом, оказываются в Кривоарбатском – "Строительном" переулке.
Кафе-"стекляшки" (еще одна примета наступивших 60-х) там, кстати, никогда не стояло, это декорация, построенная специально для съемок.
А вот еще загадка: в каком доме находится следователь Ефремов в тот момент, когда ему звонит Юрий Деточкин в фильме "Берегись автомобиля" (1966)? Из одного окна кабинета виден подъезд ресторана "Прага".
Из другого — наземный вестибюль "Арбатской" Филевской линии. Так что это Арбат, дом 1, ныне сросшийся с домом №1 на Арбатской площади.
Еще одна культовая картина – "Москва слезам не верит"(1979). Тяжелая сцена объяснений беременной Катерины и Рудольфа, внезапно для себя обнаружившего, что его пассия вовсе не является счастливой обладательницей квартиры в высотке на площади Восстания, происходит на лавочке в Гоголевском бульваре.
Вторая встреча Катерины с Рудольфом, но уже через 20 лет, происходит в том же месте и у той же скамейки.
Последним стоит упомянуть, наверное, "Мастера и Маргариту" (1994) Юрия Кары. Фильм знаменит хотя бы тем, что пролежал на полке 12 лет по причинам чисто коммерческого характера.
Выбирая "натуру" для съемок, Кара подошел к вопросу реконструкции булгаковской Москвы довольно дотошно. Так, Маргариту он поселил в доме 21 по Остоженке. Там, где она и жила по мнению многих исследователей творчества Булгакова.
Но без "фокусов с пространством" и тут не обошлось: Маргарита летит на метле над Арбатом, чтобы устроить погром в доме Драмлита, который снимали на Остоженке, практически напротив ее собственного (дом 21). Зачем тогда было лететь на Арбат?
Ссылки по теме
- От Эйзенштейна до Балабанова: как менялась Ивановская горка в кино
- Бутафорские львы и каток у церкви: как менялись окрестности Поварской в кино
Алексей Байков