Фото: M24.ru
На Филевской линии московского метро сегодня запущен поезд, посвященный творчеству поэта Владимира Маяковского.
Так называемый "Поезд поэзии" будет курсировать до 31 июля. Первый вагон посвящен биографии поэта, второй — творчеству 1910-1920-х годов, третий — лирике Маяковского и агитационной пропаганде, четвертый — произведениям поэта для детей.
Проект создан совместно с Музеем Маяковского в честь 120-летия со дня рождения поэта.
Однако Владимир Владимирович стал не первым поэтом, стихами которого украсили метропоезда. Проект "Поэзия в метро" стартовал в ноябре 2010 года, когда в одном из составов были размещены фрагменты стихотворений чилийских поэтов. Акция была приурочена к 200-летию независимости Чили, участие в ней "приняли" поэты Пабло Неруда, Габриэла Мистраль, Гонсало Рохас, Висенте Уидобро и Никанор Парра.
Фото: M24.ru
В 2011 году в рамках Года итальянской культуры в России в столичную подземку "спустились" итальянцы Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джакомо Леопарди, Умберто Саба и др. В свою очередь, в поездах римского метро появились экспозиции фрагментов стихотворений Маяковского, Анны Ахматовой и Бориса Пастернака.
Фото: ИТАР-ТАСС
Как известно, сейчас в подземке курсируют 7 тематических поездов. И хотя многие пассажиры уверены, что эта традиция совсем новая, на самом деле в следующем году ей исполнится уже 30 лет.
Началось все в 1984 году, когда в московском метро появились именные поезда. Так называли составы, которым присваивалось имя в честь каких-либо людей или событий. При этом оформление поезда отличалось от обычного, начиная от простых табличек на головных вагонах или внутри, заканчивая полностью оригинальным оформлением.
В последние годы вагоны тематических составов оформляются и внутри, и снаружи, еще одним отличительным признаком является отсутствие в них рекламы. Однако возросшая оформительская "нагрузка" порою приводит к серьезным проблемам и ведет к убыткам. К примеру, при технических неполадках одного вагона такого поезда, будет простаивать весь состав, так как вагон на обычный не заменишь.
В далеком 1984 году тематика именных поездов была выдержана в соответствии с духом советского времени. "Пионерский поезд" – так называлась операция по сбору металлолома, из которого впоследствии делались составы.
Фото: ИТАР-ТАСС
Говорят, что инициаторами сбора вторсырья были пионеры московской школы № 98. Практически сразу после начала акции к ней подключились пионерские дружины всего района, и к октябрю 1984 года было собрано 330 тонн металла. Результатом стали несколько именных составов: "Пионер Южной", "Пионер Кунцева", "Молодогвардеец". Последними в "металлоломной" серии были выпущены "Дзержинец" и "Гайдаровец". "Гайдаровец" вышел на линию в 1987 году.
После долгого перерыва, вызванного внешними причинами (предположительно, распадом СССР и его последствиями), в 1995 году был запущен именной состав "Московскому метрополитену в честь 6о-летнего юбилея", в 2005 году появились поезда "Московскому метрополитену 70 лет" и поезд Moscow 2012 Candidate City, который был сделан в надежде на проведение в Москве Олимпиады 2012 года.
Сейчас эти поезда уже не курсируют в подземке, и их можно увидеть разве что на фотографиях.
Что касается действующих сегодня именных составов, наиболее старым из них является "Народный ополченец", посвященный событиям Великой Отечественной войны. Этот поезд был запущен в 1989 году, впоследствии – в 2006 году его дизайн обновили.
Следующим в данной тематике стал поезд "Курская дуга", начавший курсировать в 2003 году. Это состав-напоминание о бронепоезде "Московский метрополитен", который был построен на пожертвования работников подземки. Бронепоезд вел тяжелые оборонительные бои в 1943 году и был уничтожен на станции Сажное Юго-Восточной железной дороги.
Фото: ИТАР-ТАСС
Следующий состав, запущенный в 2006 году, уже разительно внешне отличался от обычных. Речь идет о "Красной стреле", созданной в честь 75-й годовщины первого одноименного фирменного поезда Москва — Санкт-Петербург. Метровариант "Красной стрелы" окрашен в соответствующий цвет и, к сожалению, имеет печальную известность – именно его 29 марта 2010 года взорвали террористы на станции "Лубянка". Два вышедшие из строя вагона были заменены, и через два месяца после теракта состав вновь вышел на линию.
Первым поездом, у которого появились конструктивные отличия, стал запущенный в 2007 году состав "Акварель". Все пять его вагонов снаружи оклеены цветной пленкой, а внутри отсутствует половина окон и сидения, на их месте расположены картины. Каждый вагон имеет свою цветовую гамму — уникальны как оклейка с внешней стороны, так и цвет пола и сидений.
Фото: ИТАР-ТАСС
Изначально поезд представлял собой картинную галерею репродукций работ художника Сергея Андрияки и учеников его школы, затем в составе-галерее в разные годы были представлены работы из коллекции Русского музея, картины из собрания Пушкинского музея, Вятского художественного музея имени Васнецовых, репродукции экспонатов Музея-панорамы "Бородинская битва". Сейчас поезд вновь украсили пейзажами и натюрмортами Андрияки.
31 мая 2008 года на станции "Воробьевы горы" состоялась церемония пуска нового именного поезда "Читающая Москва". У шести вагонов состава внутри изображены литературные персонажи, репродукции характерных сцен и отрывки из известных произведений отечественной и мировой литературы для детей и взрослых.
Наконец последним тематическим составом на сегодня является ретро-поезд "Сокольники", который изнутри и снаружи стилизован под первый поезд московской подземки.
Фото: ИТАР-ТАСС
Стоит отметить, что в мае оформители собираются изменить "содержимое" стен состава "Акварель". Однако на работы каких художников будут смотреть пассажиры, пока не сообщается.
Текст подготовлен по материалам из открытых источников.