В советский период в столице сломали сотни храмов. Атеистическая власть несколько раз начинала крестовые походы против культовых построек. Но было два исключения: почти детективная история строительства храма в Бирюлеве за одну ночь и возведение старообрядческой церкви в византийском стиле в самом центре города. О них рассказывает сетевое издание M24.ru.
Новгородская старина на Белорусской
Фото: Андрей Агафонов/sobory.ru
Старообрядческую церковь Святителя Николы Чудотворца у Тверской заставы ежегодно видят миллионы москвичей и гостей столицы, однако ее история остается малоизвестной, а туристические маршруты обходят ее стороной. Между тем этот уникальный храм – единственный в Старой Москве, построенный уже в советское время. Стоит он на площади у Белорусского вокзала.
Изначально церковь располагалась на стрелке Бутырского вала и Лесной улицы, от нее отходили несколько проездов, ныне не существующих.
Хороший вид на белый храм открывается с Тверского путепровода. Если подойти поближе к постройке и приглядеться, можно заметить, что пешеходные дорожки между зданиями офисного центра за церковью как будто расходятся от нее лучами. Храм выступает градоформирующим объектом этой части площади. Так было и при постройке 90 лет назад.
В 1905 году, после значительных социальных волнений по всей империи, потом названных Первой русской революцией, вышел указ "Об укреплении начал веротерпимости". Он легализовал положение русских старообрядцев, в частности, разрешил им строить церкви.
Уже в 1908 году купец-старовер Иван Рахманов заказал архитектору Ивану Кондратенко проект белокаменного храма в стиле первых владимирских церквей на своем участке земли - как раз на стрелке Лесной и Бутырского вала. Однако строительство по неизвестным причинам не началось.
В 1914 году архитектор Антон Гуржиенко спроектировал церковь заново, уже в стиле древненовгородской архитектуры (даже колокольня Никольской церкви походит на звонницу). Прообразом служит церковь Спаса на Нередице византийского стиля 1198 года постройки, расположенная рядом с Великим Новгородом.
На постройку храма ушло семь лет.
Что такое звонница
Изначально сооружение башенного или стенообразного типа около церкви для подвешивания колоколов. Характерна для псковской и новгородской архитектуры до XVII века.Архитектурная параллель звоннице – польская dzwonnica, обозначающая башенную или стенообразную постройку для колоколов костела.
Существует гипотеза о том, что в первые годы своего правления большевики якобы заигрывали со старообрядцами, бывшими при императорской власти гонимым религиозным меньшинством. Поэтому, мол, и разрешили достроить здание.
Скорее всего, дело обстояло иначе: советская власть одинаково преследовала все религиозные течения. Председатель общины храма Николы Чудотворца Александр Антонов рассказал: "На наш храм сначала не обратили внимания. Строят что-то там и строят. Зато через 20 лет отыгрались: храм был закрыт и в 1942 году частично сломан".
В дальнейшем помещения использовались под мастерские скульпторов. Здесь скульптор Орлов работал над созданием монумента Юрию Долгорукому. Сегодня церковь возвращена верующим и восстановлена.
Деревянное чудо в Бирюлеве
Фото: Андрей Агафонов/sobory.ru
В Древней Руси нередко возводили всем миром небольшие деревянные церкви "обыденкой". Это значило, за один день. В 1957 году верующим подмосковного поселка Бирюлево тоже пришлось построить храм за одну ночь.
Деревянный храм начала XX века в поселке железнодорожников Бирюлево сгорел в 1956 году. В подобных случаях власти как правило не упускали возможность ликвидировать и религиозную общину - ведь места для богослужений больше нет. Зная это, бирюлевцы буквально через неделю после пожара начали оборудовать для богослужений уцелевшую от огня сторожку. Постепенно она обрастала новыми пристройками-комнатами. Но через год час "икс" все-таки настал. Стало известно, что в 10 утра прибудет комиссия, чтобы зафиксировать отсутствие храма, а это автоматически означало и закрытие прихода.
По "сарафанному радио" весть разнеслась по всему поселку и близлежащим населенным пунктам. Результатом народного "краудсорсинга" стала достройка сторожки с комнатами до настоящего храма, перекрытого общей крышей, с крыльцом и колоколенкой. Возведение храма длилось всего одну ночь. Комиссии не осталось иного, кроме как зафиксировать наличие церкви.
С тех пор не имеющий архитектурных аналогов храм Николая Чудотворца не закрывался.
Через три года Бирюлево вошло в состав столицы. В наследство от народного строительства Москве досталась запутанная система коридоров и комнат и внешняя тесовая обшивка, словно у сельского клуба.
Советские церкви Руси
Политические изменения в России быстрее происходят в столицах, а до периферии дотягиваются иногда через десяток лет. Если в Москве культовое строительство закончилось уже в 1921 году, то в других регионах этот процесс затянулся до 1929 года - окончания НЭПа, более либеральной политики в отношении бизнеса. Пока у местных предпринимателей были деньги и влияние, они могли финансировать строительство новых церквей. Так на юге Владимирской губернии (Гусевский уезд) в 1920-ые годы появилось около десятка храмов.
Фото: Михаил Ильин/sobory.ru
Бывали и случаи перевозки церквей. Например, в 1927 году на место сгоревшей церкви в село Рыжево Егорьевского уезда перевезли деревянный храм Введения Пресвятой Богородицы из подмосковного села Люблино-Дачное (сейчас московский район Люблино). Финансировал перевозку купец Семен Собакин. Правда, это практически единственный в московском регионе случай перевозки церкви после революции 1917 года.
Кстати, из-за этого случая столичный район лишился незаурядного образца архитектуры, который спроектировал и построил в 1872 году председатель Московского Архитектурного общества Николай Шохин. Дело в том, что установленная в Люблино церковь была единственным экземпляром неудавшегося проекта возведения сборно-разборных деревянных храмов для отдаленных областей Империи. Их предполагалось доставлять в разобранном виде по железной дороге и собирать на месте.
Александр Трифонов