Фото: ИТАР-ТАСС
Фотографировать безбилетников для виртуальной "доски почета" будут контролеры, сообщил M24.ru заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов. В ГКУ "Организатор перевозок" добавили, что в распоряжении их сотрудников имеется 120 цифровых фотоаппаратов с картами памяти от 4 гигабайт.
Чтобы случайно не ошибиться и не выдать за безбилетника ответственного пассажира, контролеры в метро до конца года получат 300 специальных ручных терминалов, позволяющих в режиме реального времени проверять проходы по всем видам билетов, в том числе "единых" и "90 минут". По словам Ликсутова, на сайте департамента транспорта в ближайшее время будет создана "доска почета", где появятся фотографии безбилетников и пассажиров, пользующихся чужими соцкартами. Будут ли публиковаться имена "зайцев", пока не ясно. "Персональные данные - вопрос деликатный", - сказал Ликсутов.
Между тем безбилетникам в скором времени может грозить не только "доска почета", но и уголовное наказание. На оперативном совещании 1 ноября Сергей Собянин поручил департаменту транспорта изучить вопрос о том, можно квалифицировать проезд по чужой соцкарте как мошенничество. По его словам, горожане, совершающие такое нарушение, вводят власти в заблуждение. "Это сложный вопрос, который нуждается в детальной проработке, - отметил Максим Ликсутов. - Мы проведем консультации с коллегами из ГУ МВД по Москве". Заммэра также добавил, что подобное наказание может быть целесообразно в отношении злостных нарушителей. Сегодня часто конфискованные карты возвращают владельцам, а те продолжают передавать их третьим лицам. "В результате, мы вынуждены многократно изымать из оборота одну и ту же социальную карту", ― рассказал Максим Ликсутов.
В Уголовном кодексе содержится статья о мошенничестве с использованием платежных карт, которая предусматривает штраф до 120 тысяч рублей, обязательные работы на 360 часов, год исправительных работ, либо наказание в виде лишения свободы до двух лет. Сегодня проход по чужой социальной карте в метро квалифицируется как безбилетный проезд и карается штрафом в 2,5 тысяч рублей.
По данным Ликсутова, по безбилетному проезду на наземном транспорте сейчас открыто более 150 тысяч дел, наложено штрафов на сумму 166 миллионов рублей. Столько же дел открыто по "зайцам" в метро и монорельсе, сумма штрафов за неоплаченный проезд и использование чужой социальной карты составила более 200 миллионов рублей.
По мнению эксперта организации "Город и транспорт" Владимира Свириденкова, "доска почета" едва ли окажет эффект на безбилетников. "Если пассажир пользуется чужой социальной картой для проезда в общественном транспорте, то у него уже заведомо специфические представления о морали, едва ли фото в интернете сможет на него повлиять",― отметил Свириденков.
Аналитик экспертного центра Probok.net Александр Чекмарев отметил, что ужесточение наказаний за проезд по чужой социальной карте является более действенной мерой борьбы с "зайцами", чем "доска позора".
Квалифицировать поезд по социальной карточке, как мошенничество можно будет только после принятия поправок в Уголовный кодекс, сообщил M24.ru член комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Рафаэль Марданшин. Однако, по словам депутата, это создаст большую нагрузку на судебную систему. Кроме того, "зайцы" получат отметку о судимости по уголовному преступлению, которая повлечет проблемы с трудоустройством и другие неприятные последствия в будущем.
Лидер столичных единороссов Андрей Метельский полагает, что решение ужесточить наказание для пассажиров метрополитена, использующих чужие социальные карточки, является правильным и своевременным. "Но вот стоит ли классифицировать это именно как мошенничество – вопрос. Такого рода преступления являются очень трудно доказуемыми, поскольку необходимо доказать наличие у подсудимого злого умысла, доказать, что он осознанно вводил государство в заблуждение", – отметил Метельский.
По словам депутата, не исключено, что в итоге проработки вопроса будут приняты меры, ужесточающие административную ответственность, а не уголовную.
Дарья Миронова, Марина Курганская