Новости

Новости

05 декабря 2013, 13:50

Город

Городские джунгли: как развиваются промзоны в России и в мире

Фото: ИТАР-ТАСС

"На территории московских промзон уже начали строительство 4 миллионов квадратных метров жилья. Всего же готовы проекты реорганизации 12 миллионов квадратных метров бывших промышленных территорий", - заявил 5 декабря заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, выступая на Московском урбанистическом форуме.

Власти крупнейших городов мира давно поняли, что заброшенные промзоны - это жемчужины внутри мегаполисов. Здесь строят новые жилые и офисные кварталы, разбивают парки и открывают музеи. M24.ru рассказывает о том, как развиваются промзоны столицы и как этот вопрос решают мировые мегаполисы.

История освоения промзон началась в Москве еще в 90-х годах прошлого века. После распада СССР многие промышленные объекты пришли в запустение. Однако тогда процесс освоения этих территорий не регулировался чиновниками. Только в 2002 году столичные власти приняли документ, согласно которому территории бывших промзон должны были разыгрываться в конкурсном порядке. При этом использовать промзоны можно было только после строительства новых площадей для заводов и фабрик вдали от центра города. Кроме того, в 2004 году власти приняли решение о постепенном переносе всех промышленных зон, существующих в центральных районах, за пределы города. Однако план так и не был реализован.

В 2010 году был утвержден "Генеральный план развития Москвы до 2025 года". Согласно Генплану площадь промышленных предприятий должна сократиться с 20 до 15 тысяч гектаров. На данный момент промзоны занимают порядка 18,8 тыс. гектаров, что составляет более 17 процентов территории города, без учета Новой Москвы. Всего в городе насчитывается чуть более 200 промзон.

"Одна из основных проблем - московские промзоны. Часть из них были снесены в постсоветское время, остальные нужно преобразовать. Сейчас мы делаем первые шаги в этом направлении, как, например, с территорией ЗИЛа - одной из крупнейших московских территорий такого рода", - рассказал Сергей Кузнецов в эфире радиостанции "Moscow FM".

Московские власти не просто планируют использовать промышленные территории для градостроительного развития, но и рассматривают возможность изменить функционал некоторых предприятий.

Мнение эксперта

Сейчас в Москве возникла ситуация, при которой почти вся промышленность, исторически существовавшая на территориях, примыкающих к водным артериям: Москва реке и Яузе, - выводится за черту города или ликвидируется совсем. У городских чиновников, девелоперов и строителей возникает естественное желание использовать территории бывших промзон с максимальной экономической прибылью для себя.

Задача профессионального сообщества направить этот ресурс на решение важнейших урбанистических проблем в интересах жителей. Задача чиновников – помогать решать эти проблемы с организационно правовой стороны. Задача девелоперов – выстроить механизмы бизнеса, приносящего прибыль его хозяевам, и качественную среду горожанам. Задача профессионалов - создать жизнеспособный интеллектуальный продукт, соединяющий во времени интересы всех заинтересованных сторон.

Для того чтобы понять, как развивать и что строить на этих территориях, необходимо изучить не только их сами, но и проблемы и потребности окружающих пространств. Надо понять их достоинства и недостатки, и при дальнейшем проектировании постараться их минимизировать. Анализировать и просчитывать надо весь город. Промзоны должны развиваться как городская ткань. Они должны развиваться совместно с городом, а не отдельно от него.

Сергей Скуратов
Президент компании "СЕРГЕЙ СКУРАТОВ ARCHITECTS"; член союза архитекторов с 1988; член правления Союза московских архитекторов с 1998; академик Международной Академии архитектуры с 2012.

По регламенту, установленному московскими властями, плотность застройки на территории промзон не должна превышать 25 тысяч квадратных метров на гектар. Кроме того, половина будущего объема недвижимости должна приходиться на жилую застройку, а половина - на рабочие места.

Однако на некоторых промзонах промышленная функция будет не только сохранена, но и усилена. К таким территориям относятся "Чертаново", "Калошино", "Коровино" и другие. На территории промзоны "Калошино" сейчас находится порядка 40 резидентов, в том числе подразделение Микояновского мясокомбината, Моспромжелезбетон, НПО "Геофизика-космос" и другие. В "Чертаново" расположены завод "Сапфир", завод автотракторной электроаппаратуры, ФГУП "Центральное конструкторское бюро специальных радиоматериалов" и другие предприятия. В ходе реконструкции на территории промзоны "Коровино" планируется увеличить площадь Лианозовского комбината строительных материалов и Лианозовского завода керамзитового гравия.

Как изменятся столичные промзоны

Одним из самых успешных проектов по развитию промзон стало "перепрофилирование" территории бывшего завода "Красный октябрь", на которой разместился арт-кластер Digital October. В будущем на Берсеневской набережной планируется создать пешеходную зону с культурными объектами.

Масштабные планы есть и по развитию завода ЗИЛ. На площади около 300 гектаров планируют построить жилые дома, деловые объекты и парковую зону. Кроме того, на территории завода появится один из крупнейших спортивных центров города - "Легенды хоккея".

На территории завода "Серп и молот" вместо бывших производственных зданий, которые давно не используются по назначению, планируется создать новое общественное пространство. Здесь появятся жилые и офисные здания, с полноценной инфраструктурой.

До конца 2013 года планируют снести 19 корпусов завода "Красная Пресня". На освобожденном пространстве построят жилые дома для переселения москвичей из микрорайона Камушки.

Вопрос "как эффективно использовать заброшенные промзоны", возникает перед городами по всему миру. Мировой опыт показывает, что при проектировании концепций развития промзон все чаще применяют так называемый принцип "дикого урбанизма". Таким образом архитекторы стараются сохранить "колорит" промзон, органично вписав его в ткань города.

Опустевшие предприятия приспосабливают под жилые кварталы, арт-кластеры, парки и даже аттракционы. Объединяет все эти проекты то, что "обновленные" промзоны становятся центрами притяжения и для горожан, и для туристов.

"Хафенсити" Гамбург, Германия

Одним из самых успешных проектов по реконструкции промзоны в Европе по праву можно считать район Хафенсити в Гамбурге. В 1997 году городские власти приняли решение о закрытии порта площадью почти 155 гектаров.

Hafencity. Фото: hafencity.com

Конкурс на проект реконструкции был объявлен в 1999 году. Согласно техзаданию, здесь должен был появиться новый многофункциональный район, одинаково насыщенный жильем, офисами и объектами инфраструктуры. Кроме того, подрядчик должен благоустроить набережные общей протяженностью 10 километров.

Строительные работы начались в 2003 году. Победители конкурса поставили перед собой задачу максимально сохранить ландшафт территории, морской характер бывшего порта.

Сейчас здесь строят современные жилые и офисные здания в стиле футуризм, обустраивают парковые зоны и набережную. Проектировщики решили сохранить нетронутым промышленный комплекс Шпайхерштадт. В нем расположились музеи и галереи современного искусства.

К 2020 году Хафенсити заработает как полноценный район Гамбурга, рассчитанный на 12 тысяч жителей и 40 тысяч служащих.

"Остров машин" Нант, Франция

Также примером удачного освоения заброшенной промышленной зоны может служить "Остров машин" во французском городе-порте Нант.

Карусель "Морские миры". Фото: Савва Николенко

В 2007 году компания "La Machine" приобрела заброшенную с 1987 года верфь общей площадью 337 гектаров. Огромная территория, расположенная на берегу реки Луара, по замыслу компании должна была стать центром притяжения не только жителей, но и туристов.

Проект двух артистов французского театра марионеток "Royal de Luxe", Франсуа Деларозьера и Пьера Орефиса, стал не только туристическим, но и культурным центром Нанта. Вдохновленные работами Жюля Верна, известного жителя Нанта, и промышленной историей города, они смогли превратить заброшенную верфь в удивительный мир механических машин.

Художники создали механического "Великого слона" , Карусель "Морские миры". Кроме того, продолжается работа над главным проектом парка "Деревом цапель" - это стальное 50-метровое дерево, на котором сидят две цапли. Посетители смогут ходить по ветвям вдоль разбитых по дороге небольших садов и сидеть в тени крыльев птиц. "Дерево цапель" планируют открыть в 2017 году.

Посетители парка могут понаблюдать за процессом создания уникальных машин в Галерее. Среди экспонатов Галереи машин – "Светильник большого фонаря", "Реактивный кальмар", "Гигантский краб", "Лодка в шторм" и другие. Во время экскурсии по Галерее машины приходят в движение, показывая мини спектакль – историю своего создания.

На Международной туристической выставке в 2007 году "Остров машин" получил специальный приз жюри за поощрение и развитие туризма.

Мнение эксперта

Возможно, московским девелоперам при поддержке города удастся реализовать проекты МФК на базе бывших промзон. На обширных территориях можно разместить офисные площади, торговые помещения и апартаменты, а также предусмотреть в проекте культурно-развлекательную и спортивную составляющую. Но поддержка города в данном случае обязательна: такие проекты для девелопера являются рискованными, у них очень длительный, в сравнении с офисной или торговой недвижимостью, срок окупаемости. Без субсидирования властей девелоперам тут не обойтись. Москве явно не хватает культурных и спортивных объектов, которые могли бы стать главными местами отдыха горожан, а промзоны могут стать отличным выходом для организации таких мест в условии тотальной нехватки площадей для строительства в Москве.
Александр Ошурко
Заместитель генерального директора компании Praedium

"Pacific parc" Амстердам, Голландия

В XIX веке в Амстердаме было построено четыре крупных фабрики по добыче газа из каменного угля. В то время они являлись важной частью инфраструктуры города, но к 50-м годам XX века фабрики перестали работать. Большинство зданий использовали под склады.

Pacific parc. Фото: westergasfabriek.nl

В начале 90-х "Западную" фабрику площадью 14 гектаров передали в собственность городу. Более 10 лет ушло на подготовку плана по развитию территории, однако в течение всех этих лет в здании фабрики проводились модные показы, дискотеки, выставки, фестивали.

Одной из главных проблем, с которой столкнулись победители конкурса на концепцию парка, - серьезные экологические проблемы. Почва здесь была заражена тяжелыми металлами и другими отходами. Конечно, окончательно эту проблему решить так и не удалось – часть зараженной земли перекрыли изолирующими материалами.

Новый парк открылся для посетителей в 2003 году, полностью работа над ним была завершена в 2005 году. Парк привлекает не только туристов и любителей посидеть в барах, но и представителей искусства. Здесь расположены арт-мастерские и один из самых известных в городе ресторанов с одноименным названием "Pacific parc".

"Хай-Лайн" Нью-Йорк, США

Один из крупнейших железнодорожных узлов Нью-Йорка, расположенный на Манхэттене, в течение долгого времени оставался заброшенным, неосвоенным местом. Однако сейчас это место преобразилось до неузнаваемости: стальные колонны, служившие раньше опорой для рельс, держат на себе "небесный" парк.

Парк High Line. Фото: thehighline.org

Проектировщикам удалось создать зеленое пространство, сохранив при этом индустриальную составляющую места. Кроме того, здесь расположены дорогие отели, жилые здания, художественные галереи и рестораны. Скоро планируется открыть новое здание Музея американского искусства Уитни.

Последний участок парка, огибающий территорию Гудзон-ярдс, станет районом смешанной застройки. Также здесь появится уникальный зеленый амфитеатр The Spur. Его откроют в 2014 году.

В настоящий момент в "Хай-Лайне" проводят выездные школьные занятия, лекции по садоводству, а также показывают кинофильмы, проецируя изображение на кирпичные стены близлежащих домов.

"Томский подшипник" Томск, Россия

Однако не стоит думать, что активным развитием промзон занимаются только за границей и в столице. Так, власти приняли решение о реорганизации завода "Томский подшипник".

Производство на заводе "Томский подшипник" было остановлено весной 2010 года. А в 2011 году предприятие признали банкротом. Сейчас территорией промзоны площадью 24,5 гектаров владеют четыре инвестора.

Здесь предполагается строительство 300 тысяч квадратных метров жилья и 40 тысяч квадратных метров торговых площадей. Начало работ планируется на 2014 год.

Мария Солтыс

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика