5 декабря вышел в прокат фильм "Капитан Филлипс" – киноистория бравого моряка, пожертвовавшего всем ради спасения экипажа и чести американского флага. Обозреватель M24.ru расскажет, чего ждать от новой кинокартины.
Фото: captainphillipsmovie.com
2009 год. Еще совсем недавно простой американец Ричард Филлипс (Том Хэнкс) обсуждал тяготы жизни в современном мире со своей женой в родном Вермонте. Но уже через несколько дней служба забрасывает его в Оман, откуда под управлением Филлипса выходит танкеровоз Maersk Alabama. Судно должно переправить в Кению медикаменты и гуманитарную помощь. Задача, казалось бы, несложная. Но беда в том, что путь Maersk Alabama проходит в опасной близости от берегов Сомали, где, как всем известно, промышляют местные пираты. Капитан Филлипс не слишком опасается нападения, но решает – просто на всякий случай – провести учебную тревогу. Однако не успевает экипаж сухогруза продемонстрировать капитану свою подготовку, как учебная тревога оборачивается настоящей: к судну на полной скорости двигаются две шлюпки, наполненные вооруженными до зубов пиратами. Но капитан Филлипс не теряет самообладания – даже в тот страшный момент, когда пираты все-таки берут сухогруз на абордаж…
Британец Пол Гринграсс известен прежде всего своими политическими триллерами. Именно он когда-то снял впечатляющее "Кровавое воскресенье" (фильм о разгоне мирной демонстрации в Северной Ирландии), "Зеленую зону" (о войне в Ираке), и, пожалуй, лучший фильм о событиях 11 сентября 2001 года ("Потерянный рейс"). Реальная история, которая легла в основу фильма о капитане Филлипсе с политикой не так, чтобы связана. Но именно в ней голливудские продюсеры, известные своей любовью к уже использованным шаблонам, по всей видимости, разглядели сходство с историей освобождения заложников в Иране, послужившей основой для прошлогоднего шедевра Бена Аффлека "Операция "Арго" (Оскар 2012 года). Есть тут и заложники, и благородный американец, готовый принести себя в жертву ради спасения соплеменников, и жестокие туземцы, от которых не приходится ждать пощады. Конечно же, подобный фильм должен быть снят в псевдодокументальной манере – а для этой задачи трудно найти режиссера лучше, чем Пол Гринграсс, в свое время снявшего дилогию о Борне как раз в жанре "трясущаяся ручная камера". Что же до исполнителя главной роли, то и здесь выбор был очевиден: в Америке есть лишь один актер, специализирующийся на типаже "простой честный американец", и, конечно, Гринграсс пригласил сыграть в своем фильме именно Тома Хэнкса.
Надо сказать, что и Хэнкс, и Гринграсс со своей задачей справились. Поскольку большая часть действия происходит на воде, Гринграссу даже не пришлось применять при монтаже столь любимые им спецэффекты: камера ходит ходуном сама собой почти весь фильм, и иногда зрителя буквально укачивает в кресле. Том Хэнкс честно играет свою честную роль, практически не двигая не единым мускулом, как это и подобает настоящему герою Америки (финальная истерика – не в счет). Напряжение растет, и несмотря на практически полное отсутствие экшена, от экрана действительно трудно оторвать взгляд. Но проблема в другом. События "апрельской революцией" в Иране происходили давным-давно – а потому не так уж сложно было осудить американскую администрацию за бездействие, при этом воспев мужество героического сотрудника ЦРУ. Со времени захвата судна Maersk Alabama времени прошло гораздо меньше, а вот вопросов ко всей этой истории возникает гораздо больше. Начать с того, что доблестная американская армия (в итоге все-таки пришедшая на помощь капитану) была прекрасно осведомлена о наличии в сомалийских водах пиратов. Однако лишь после истории с Maersk Alabama американские танкеровозы стали сопровождать вооруженные охранники.
Получается, что до героического поступка капитана, граждане США были предоставлены в сомалийских водах самим себе? Этот аспект сценаристы решают и вовсе не затрагивать. Кроме того, к сожалению, Maersk Alabama перевозила не гуманитарную помощь, а лекарства, которые стоят огромных денег – и здесь сценаристам пришлось (заметим, не первый и не единственный раз) соврать, чтобы вызвать у зрителей хоть какое-то сочувствие к главному герою. Вдобавок, и Пол Гринграсс не смог удержаться от свойственной ему политизированности. Сомалийские пираты (кстати сказать, весьма анекдотичные) в его фильме – не столько злодеи, сколько жертвы "заевшей среды". Траулеры и сухогрузы разогнали всю рыбу у родных берегов, и теперь они просто вынуждены пойти на разбой – тем более, что жестокий босс не простит им, если они вернутся домой без денег. Так стоит ли удивляться тому, что когда до сомалийцев все-таки добираются "морские котики", оснащенные по последнему слову техники, несчастных сомалийцев становится искренне жаль – в отличие от Ричарда Филлипса, по сути, так ничего и не сделавшего для собственного освобождения?
В итоге, у Гринграсса не оказалось ни настоящего героя, ни настоящих злодеев – а значит, не получилось и хорошего триллера. Сложно предсказывать заранее исход оскаровской гонки, но, похоже, что золотая статуэтка в этот раз не достанется ни Гринграссу, ни Тому Хэнксу. Впрочем, у него-то она уже есть. И не одна.
Максим Эйдис