В столице прошло вручение премии Кандинского, престижного российского конкурса современного искусства. Традиционно победители определялись в двух номинациях – "Проект года" и "Молодой художник". В этом году сразу два художника – Евгений Гранильщиков и Тимофей Парщиков – победили в номинации "Молодой художник". "Проектом года" стала работа Ирины Наховой "Без названия".
Евгений Гранильщиков "Позиции". Фото: kandinsky-prize.ru
"Номинация "Молодой художник" крайне необходима, - считает экспертного совета Антонио Джеуза, - так как она дает больше шансов перспективным, но неизвестным авторам. Что же касается России в целом, то она заметно выделяется сильными художниками на фоне других стран".
Всего по итогам предварительного голосования из почти 400 заявок были отобраны 37 номинантов. Среди финалистов было немало авторов, представивших видеоарт проекты.
"Видеоарт – это хороший способ заявить о себе. Например, если ты из провинции, то у тебя не так много возможностей показать свои работы всему миру. А видео – хороший инструмент, позволяющий наладить диалог с другими художниками и критиками", - считает Джеуза.
Ирина Нахова "Без названия". Фото: kandinsky-prize.ru
Одним из таких художников был Евгений Гранильщиков. Он показал в своей работе-фильме "Позиции" историю, включающую в себя сразу несколько важных тем. Например, спорную ситуацию, когда он собирается уехать в Вену из-за своих политических убеждений.
Гришина Надя представила видеопроект, который можно охарактеризовать как "психоделическую работу с долей фатализма", посвященную зависимости людей от другого мира, мира азартных и видеоигр.
Работа лауреата Ирины Наховой была посвящена смерти, воспоминаниям, прошлому, и, в частности, Советской эпохе. Также здесь присутствует и политический контекст, согласно которому важна не личность, а общество. Таким образом, Нахова показала смерть не человека, но всей эпохи СССР.
Тимофей Парщиков "Третий Рим". Фото: kandinsky-prize.ru
Были среди работ и ироничные, например, "Третий Рим" Тимофея Парщикова о повторении истории. В Москве для "новых русских" выставляются на продажу античные скульптуры. Как в Древнем Риме знать покупала для своих садов греческие скульптуры, так и в наше время их приобретают на Рублевке.
"Это новый китч, люди так демонстрируют свой эстетический вкус. Очевидно, что сам Парщиков относится к этому явлению с иронией", - сообщил Джеуза.
Проект Recycle Андрея Блохина и Георгия Кузнецова. Фото: kandinsky-prize.ru
Проект Recycle Андрея Блохина и Георгия Кузнецова, показывающий дух нашей эпохи, ранее уже выставлялся в столице. Взять хотя бы фирменную букву "F" социальной сети Facebook, выполненную из камня высотой в два человеческих роста. Вместе с могилой литера символизирует руины будущего.
"Если через 3000 лет, когда не будет жизни на планете, кто-то найдет их, то он будет знать часть нашей с вами истории. При этом неважно, как это будет интерпретировано", - отметил Джеуза.
Анна Желудь своим проектом "Упражнение" не затрагивает ни политику, ни образ жизни других людей. Ее работа, состоящая из каркасов 3D моделей и ее собственных фотографий, рассказывает об избиении и полученной травме.
Таким образом, через искусство Желудь смогла выразить свои чувства и смогла жить дальше. Она как бы пишет зрителю письмо от всей души, полностью раскрываясь. Это очень трогательная работа, считает Антонио Джеуза.
Анна Желудь"Упражнение". Фото: kandinsky-prize.ru
В этом году призовой фонд премии Кандинского составил 50 тысяч евро, из которых 10 тысяч поделят между собой Парщиков и Гранильщиков, а 40 тысяч получит Нахова.
Премия открывает новые арт-тренды и поддерживает проекты известных художников. Мероприятие включает два отборочных тура, выставку номинантов в Москве, отбор финалистов, церемонию награждения и зарубежные выставки.
Впервые премия была вручена в 2007 году. В 2012 году ее получили Allegoria Sacra группы AES+F, "Время Ч" Гриши Брускина и видео-работа "Безумные подражатели" Дмитрия Венкова.
Общий призовой фонд премии - 50 тысяч евро. Примерно такой же фонд у национальных премий в области современного искусства по всему миру, таких как британская премия Тернера или французская премия Марселя Дюшана.
В 2011 году экспозицию премии в ЦДХ посетили около 35 тысяч человек, что стало рекордом посещаемости для этой площадки.