Фото: департамент транспорта Москвы
В конце апреля новая напольная навигация появится на восьми станциях московского метрополитена, рассказали M24.ru в пресс-службе департамента транспорта. Пассажиры смогут протестировать ее на "Баррикадной", "Пушкинской", "Тверской", "Чеховской", "Сретенском бульваре", "Тургеневской", "Цветном бульваре" и "Трубной".
Наклейки, расположенные на некотором расстоянии перед эскалаторами и переходами, будут указывать на выходы в город и пересадки на другие линии. Напольная навигация также подскажет пассажирам, какой стороны платформы держаться при переходах. Внешний вид указателей утвержден (на фото - один из типов). Названия станций будут дублироваться на английском языке. Всего в этом году напольная навигация будет размещена на 49-и станциях.
"Указатели будут выполнены из современных высокотехнологичных материалов со сроком службы не менее пяти лет", - пояснили в пресс-службе департамента транспорта.
При этом на платформах не будет отметок, указывающих на расположение дверей вагонов. Такие указатели были размещены на узле "Пушкинская – Чеховская - Тверская" в прошлом году.
"Выяснилось, что маркировка дверей входа-выхода на платформе не выполняет своей функции и практически бесполезна. В рамках проекта по размещению напольной навигации на 49-и станциях от нее решили отказаться", - отметили в пресс-службе.
Между тем эксперты, напротив, просят вернуть маркировку входа-выхода. "Пассажиры понимают, где будет дверь вагона, и сразу встают сбоку от разметки, чтобы не мешать выходу людей, и самим зайти в поезд", - пояснил председатель Союза пассажиров Кирилл Янков.
При этом он отметил, что параллельно с напольной нужно развивать и подвесную, а также настенную навигацию "Чтобы разобраться с указателями на полу, пассажирам надо остановиться, опустить голову и прочитать надпись. В "часы пик" это сделать затруднительно", - сказал Янков.
Аналитик экспертного центра Probok.net Александр Чекмарев отметил, что напольная навигация - не замена, а дополнение к навесной. "Пассажиры в метро часто идут, глядя под ноги, и, ориентируясь по направляющим наклейкам, они будут двигаться в правильную сторону. Например, когда к одному выходу нужно пройти прямо, к другому повернуть направо, к третьему - прямо и направо. Это легче объяснить с помощью наклеек на полу", - сказал Чекмарев.
По словам эксперта, указатели должны быть размещены за несколько метров от выходов и переходов и повторяться с некой периодичностью, чтобы пассажиры их точно заметили. При этом, отметил Чекмарев, главное, чтобы наклейки были из прочных материалов, поскольку первые напольные указатели, появившиеся в метро год назад, частично "стоптались".
Напомним, напольная навигация появилась в московском метро в феврале 2013 года на станциях "Пушкинская", "Тверская" и "Чеховская". В декабре руководитель департамента транспорта Максим Ликсутов заявил, что эксперимент оказался удачным, и указатели разместят на 49-и станциях.
Кроме того, к чемпионату мира по футболу, который пройдет в Москве в 2018 году, основные станции метро, крупные остановки наземного транспорта и электричек будут оборудованы специальной навигацией, согласно рекомендациям Международного олимпийского комитета. На ТПУ появятся универсальные схемы перемещения. В самой Москве будет создана единая система туристической навигации, все указатели продублируют на английском языке.
София Сарджвеладзе, Марина Курганская