Новости

Новости

30 апреля 2014, 12:55

Культура

Художник Наталья Залозная - о вреде комфорта и полетах наяву

Наталья Залозная. Фото: пресс-служба

30 апреля в галерее 11.12 на "Винзаводе" открывается выставка белорусской художницы, участницы Венецианской биеннале современного искусства Натальи Залозной. Экспозиция Present Continuous, в которой живопись соединена с инсталляциями, - это масштабное исследование на тему времени. Каждая картина выставки - это рефлексия, состояние полета, дверь в мир духовного.

Накануне открытия, корреспондент сетевого издания M24.ru пообщался с художницей и узнал о том, почему Наталья предпочла Европу Белоруссии, как перестройка стала временем для экспериментов и почему художнику нельзя привыкать к комфорту.

- В кратком анонсе будущей выставки содержится ряд вопросов, например: "Реально ли физическое присутствие времени?". У вас есть ответы?

- Время обладает качеством текучести, настоящее - это пограничное состояние между будущим и прошлым, где одно непрестанно перетекает в другое. Это краткое мгновение перехода - и есть настоящее, это точка между двумя полюсами. В настоящем уже нет прошлого и еще нет будущего, но всегда присутствует момент выбора, который исходит из прошлого и определяет будущее.

Во многих моих работах, которые будут представлены на выставке, запечатлен момент падения или прыжка, состояния неопределенности, незаземленности, незавершенности действия, за которым должно последовать дальнейшее событие. Работы представлены сериями, состоящими из двух-трех картин на один и тот же сюжет, как множащиеся варианты продолженного настоящего, как возможность многообразия развития будущего.

Часто в работах я использую изображение в негативе, негатив – это состояние непроявленности картинки, где можно только догадываться о реальном. Изображение в негативе всегда ассоциируется с фотографией, а фотография, как ничто иное, призвана фиксировать мгновение настоящего.

"Прыжок в пустоту No. 2", 2014, 110х190. Наталья Залозная

- Чем интересна тема времени?

- Я думаю, эта тема всегда меня интересовала и, наверное, в большей или меньшей степени во всех моих работах присутствуют вопросы, связанные с категорией времени.

Скажем, несколько лет назад я работала над серией под названием "Город песка", где в изображениях неких архитектурных форм нужно было разобрать - руины ли это, строящиеся города или просто горстки песка. В нашем сознании время существует в трех формах настоящего, одно из них непосредственно настоящее, другое настоящее прошедшего, это наша память, и настоящее будущего – это, то что живет в наших надеждах.

- По вашим словам, на работах, вошедших в экспозицию, зафиксирован момент прыжка или падения. Несколько лет назад в белорусском Музее современного искусства у вас проходила выставка "Свободный полет". Московская экспозиция - это своеобразное ее продолжение?

- Конечно, название выставки было не случайно и нынешняя выставка - продолжение темы предыдущей. Должно быть, так я воспринимаю реальность, а состояние невесомости - это мое ощущение себя в пространстве и во времени.

- Present Continuous – какая эта по счету ваша выставка в России?

- Это пятая моя выставка в Москве. Первый опыт сотрудничества с московскими галереями состоялся довольно давно - первая моя выставка проходила еще в прошлом веке, в 1998 году в галерее Герцева. Четыре года спустя в тех же стенах была вторая. Затем я работала с галереей "Волга", где прошло тоже две выставки.

- Расскажите о вашей живописной технике.

- В живописной технике люблю экспериментировать. Раньше много работала маслом на бумаге, наклеенной на холст. Бумага, пропитанная маслом, становится слегка прозрачной. Я клеила ее с изображением в несколько слоев так, чтобы предыдущий слой слегка просвечивал. Меня привлекала эта многослойность изображения. Люблю работать с бумагой, этот материал обладает особой притягательностью.

В последнее время часто применяю в живописи песок и мраморную пудру, я их закладываю в базу и пишу по шершавой грубоватой поверхности, часто тушью. Тушь ведет себя непредсказуемо на песчаной поверхности, иногда мягко и рыхло проникает в глубину, иногда жестко лежит на поверхности, люблю спонтанность и непредсказуемость. Но чаще всего я работаю в традиционной технике – акрил, холст.

- Также, насколько я знаю, вы делаете инсталляции...

- К сожалению, опыт работы с инсталляцией у меня не слишком большой, но желание огромное. Одна из моих видеоинсталляций "Немота" - все о том же "настоящем продолженном". На стол, покрытый белой скатертью, проецировалось видео с рыбой. Рыба отплясывала танец на поверхности и медленно уходила из кадра. Пограничное состояние между жизнью и смертью, наверное, это и есть ощущение мгновения. Все действие происходит на столе, он с древних времен осмыслялся человеком как небо-земля, как граница между жизнью и потусторонним миром.

Present Continuous 1, 120x180. Наталья Залозная

- Как человек, много лет живущий в Европе, вы можете сказать, что из себя представляет европейское актуальное искусство?

- Актуальное искусство настолько многообразно, что я не решусь высказывать свои обобщения. Если представить искусство, как веревочку в синусоидообразном движении, то все, что происходит сейчас в современном искусстве, похоже на растрепанный конец, который распадается на множество параллельно движущихся кончиков одной веревки. В современном искусстве уживается огромное разнообразие форм, тем, средств. Безусловно, мультимедиа это новая реальность, которая в свое время уступит свое ведущее место чему-то новому.

- А как вы оцениваете российских художников? Как со стороны смотрится арт-рынок России?

- В России так много всего происходит и все так стремительно, так неоднородно... дух захватывает. А арт-рынок сейчас везде в кризисной ситуации, должно быть. Россия не исключение.

- Вы неоднократно говорили, что на ваш путь как художника повлияла перестройка. Чем именно?

- Это было золотое время переходного периода, время перемен в сознании в оценке происходящего. Переходный момент - всегда самый яркий период. Приоткрылись занавесы, появилась возможность увидеть работы крупнейших художников современности, была возможность много ездить, смотреть, впитывать.

На этот период в моей жизни приходится самое удачное стечение обстоятельств. Я преподавала в Минском художественном училище, что помогало мне найти свои собственные смыслы в работе, помогало отказаться от груза накоплений, обретенных за годы учебы, помогало сломать стереотип ремесленности. Дало возможность задуматься над тем, надо ли работать как надо или лучше как не надо.

В это же время у меня была возможность работать в Доме творчества "Сенеж", я была стипендиатом Союза художников и два раза в год проводила довольно долгий период в группе молодых художников со всего бывшего Союза.

Это был очень важный опыт в моей жизни и думаю, в истории "Сенежа" перестроечные годы - это самый яркий период. В группе были мощные художники новой генерации, это здорово будоражило. Я ощущала себя выдернутой из уютной, вполне определенной, ясной белорусской ситуации и брошенной в суровую и сильную среду. В дальнейшем я взяла себе за правило - не привыкать к комфортности.

Library. 1997. Installation. Kunstlerhaus,Boswil, Switzerland. Наталья Залозная

- Как вы "вышли за пределы" Белоруссии и попали в Европу? Выход на международный рынок – сложный процесс?

- Выход за пределы Белоруссии был осознанным шагом отказа себе в комфорте. Чужая, незнакомая среда вызывает потребность проявлять себя несколько иначе, быть жестче в самооценке, не привыкать и упиваться честолюбием.

В домашней, родной обстановке трудно взглянуть на ситуацию со стороны, есть опасность самообмана, что чревато остановкой. К своему проживанию в Европе я не отношусь, как к окончательно принятому решению, это этап, жизнь следует менять согласно своим интересам, не стоит привязываться к привычному. Десять лет, прожитые здесь, - это довольно сложный период. Он прошел не без потерь и не без обретений и, безусловно, это опыт.

- Расскажите о своем участии в Венецианской биеннале. Какие ваши работы были выставлены, и какое впечатление она произвела?

- Это была инициатива с итальянской стороны. Семи художникам была предложена возможность впервые показать белорусское искусство в рамках этого события. Это предложение следует рассматривать, как жест внимания организаторов к Белоруссии, желание напомнить о своем существовании, а также предложение возможности полноценного участия Белоруссии в биеннале.

- В разных интервью вы часто повторяете, что художник не может творить, если он оторван от художественной среды. Почему?

- Для рыбы - вода, для человека - социум, для художника - среда. Наверное, есть исключения из правила, но, как известно, исключение подтверждает правило.

- На выставку кого из современных художников вы бы порекомендовали сходить?

- Недавно вычитала, что в Центре современной культуры "Гараж" с 1 мая будет представлен проект "do it Москва", где в числе участников названы громкие имена. Думаю, это будет интересно. Я еще не видела.

do it Москва

Фото: garageccc.com

В 1993 году куратор Ханс-Ульрих Обрист совместно с художниками Кристианом Болтански и Бертраном Лавье разработали новый формат выставки. В ее рамках художники не создают произведения, а пишут инструкции, которые впоследствии реализует кто-то еще. В данный момент в проекте около 400 инструкций. "Гараж" выбрал из них 80, именно их и воплотят посетители Центра, студенты художественных вузов, дизайнеры, актеры, художники и музейные работники. Среди авторов инструкций - Олег Кулик, Алексей Шульгин, Юрий Альберт и другие.

Московский проект стартует 1 мая и закрывается 6 июля.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика