Фото: ИТАР-ТАСС
В московском метрополитене возобновили эксперимент по установке на турникетах "пирамид", которые преграждают путь безбилетникам-прыгунам. Такие конструкции появились на станциях "Университет" и "Сокольники". Начальник столичной подземки Иван Беседин заявил M24.ru, что в настоящее время рассматриваются варианты установки "пирамид" и на других станциях.
"У нас много "прыгунов" через турникеты, такие конструкции создают проблемы для них. Посмотрим, где еще их можно реализовать", - отметил Иван Беседин.
В пресс-службе столичной подземки пояснили, что пока четкого плана установки "пирамид" нет, поэтому нельзя сказать, на каких еще станциях появятся такие конструкции. Однако, очевидно, "пирамиды" установят в вестибюлях, оснащенных турникетами старого типа - без створок.
Напомним, в конце 2011 года первые "пирамиды" появились на турникетах на станции "Царицыно". Тогда в метрополитене говорили, что если эксперимент будет удачным, то ими оснастят 100 наиболее загруженных станциях. Однако за 2,5 года конструкции так нигде больше и не появились. В метро объясняли это тем, что такие пирамиды затрудняли доступ к механизму турникетов для ремонта. И вот на днях "пирамиды" установили еще на двух станциях: "Университет" и "Сокольники".
Отметим, что в метро действует более 2 тысяч турникетов, 1,5 тысячи из них представляют собой современные модели - с высокими прозрачными створками, которые невозможно перепрыгнуть. До конца 2014 года планировалось заменить оставшиеся 530 турникетов. На 19 станциях, в том числе, "Войковской", "Коломенской" и "Пролетарской", турникеты были заменены в 2013 году. На это подземка потратила более 80 млн рублей. Таким образом, в метро осталось еще более 300 "старых" турникетов. Прежде чем демонтировать их, руководство метрополитена решило сделать еще одну попытку улучшить имеющиеся конструкции.
Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков считает, что у старых турникетов без створок есть свои преимущества. "Они более надежные и энергоемкие. На новых турникетах двери открываются и закрываются при проходе каждого пассажира, на старых – только при попытке безбилетного прохода. Но турникеты без створок действительно легко перепрыгнуть, поэтому на них нужно ставить такие "пирамиды" или другие конструкции, которые могут помешать безбилетникам. Те, кто пытается пройти через турникеты бесплатно, фактически ездят на метро за счет остальных пассажиров", - отметил Янков. Он добавил, что одна "пирамида" стоит от 10 тысяч рублей.
Заместитель руководителя экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков согласен, что "пирамиды" станут более дешевой мерой по борьбе с "зайцами", чем смена турникетов на новые. "Очевидно, что "пирамиды" дешевле – это просто геометрическая металлическая конструкция. Установка же турникетов требует проведения большой работы. Однако постепенно менять турникеты на новые все-таки необходимо - они действительно удобны и защищают от "зайцев", - сказал он.
Напомним, штраф за безбилетный проезд в Москве сейчас составляет 1 тысячу рублей, за проезд по чужой соцкарте – 2,5 тысяч рублей. Метрополитен пробует различные способы борьбы с "зайцами". Начальник подземки Иван Беседин, в частности, обещал создать картотеку безбилетников на основе данных интеллектуальной системы видеонаблюдения, которая сейчас создается в метро.
Контролеры наземного транспорта ГКУ "Организатор перевозок", в свою очередь, начал начали вывешивать у себя на сайте фотографии "зайцев". Власти также отправляют работодателям уведомления о сотрудниках, которые были оштрафованы за безбилетный проезд.
Наталья Савельева, София Сарджвеладзе