Новости

Новости

14 июня 2014, 09:57

Культура

Без больничного страха: каково быть донором

В субботу, 14 июня, отмечается Всемирный день донора. Именно в этот день в 1868 году родился Карл Ландштейнер - австрийский врач-иммунолог, получивший в 1930 году Нобелевскую премию за открытие групп крови человека.

Отмечать этот праздник стали относительно недавно - он был учрежден лишь в мае 2005 года в ходе 58-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в Женеве. Однако за 9 лет он успел сыграть немалую роль в пропаганде безвозмездного донорства по всему миру. Корреспонденты M24.ru решили отправиться на пункт сдачи крови и почувствовать на себе, каково быть донором.

Пасмурное и довольно невзрачное утро. Погода на улице скорее напоминает сентябрь, нежели июнь. В холле донорского пункта, как и всегда, не очень многолюдно. Это вполне нормальное явление: большой наплыв народу здесь бывает редко. Наверное, этим пункт сдачи крови всегда отличался и отличается от других корпусов больницы. Здесь практически нет очередей, нет вечно снующих пациентов.

Но не стоит думать, что небольшой поток людей связан с инертным отношением общества к донорству. Достаточно часто встречаются желающие безвозмездно пожертвовать кровь. Однако не всегда это оказывается возможным. Одна из причин, которая отсеивает многих еще на начальной стадии, - это список ограничений и противопоказаний к донорству.

Фото: Владимир Яроцкий/m24.ru

Медсестра выдает мне анкету, в которой достаточно много вопросов: про самочувствие, про то, чем и как давно я болел и какие лекарства при этом принимал, про то, где и когда был за последние 3 года, делал ли за последние полгода операции, татуировки, пирсинг. Такое пристальное внимание объясняется беспокойством за здоровье потенциального донора и реципиента (человека, который в будущем эту кровь получит), ведь ошибка в этой ситуации может обернуться серьезными последствиями как для одного, так и для другого.

После "успешного" заполнения анкеты мне выдают карту и отправляют в лабораторию. Здесь донора проверяют на физическую готовность к сдаче крови: измеряют уровень гемоглобина, эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. Если же вы пришли впервые, то определяют также резус-фактор и группу крови. При этом данные, которые заносятся в карту, с каждым приходом пополняются новыми сведениями, например, об антигенах и антителах.

Фото: Владимир Яроцкий/m24.ru

Дальше меня ждет кабинет врача-трансфузиолога, своей очереди туда ожидают аж три человека. Замечаю, что у крайнего из них на карте написано "безвозмездно", а значит все, кто перед ним, тоже сдают кровь бесплатно. В голове проносится мысль о том, что мне сегодня повезло - удастся поговорить с москвичами и расспросить их о том, почему они занимаются таким благим делом. Однако доноры, как ни странно, на разговоры настроены не слишком: один из них, пользуясь возможностью, "ныряет" в кабинет врача, другой уходит в конец коридора. В итоге оставшаяся со мной женщина неохотно рассказывает:

- Донором я стала после того, как подруга в беду попала. Тогда ей кровь жизненно необходима была, я пошла и сдала. Вот после этого как-то повелось, уже три года сдаю, - говорит она.

- И часто сдаете?

- Да как придется, если честно.

- А почему безвозмездно? - спрашиваю я.

На этот вопрос женщина молча пожимает плечами.

Фото: Владимир Яроцкий/m24.ru

Предпоследний рубеж непосредственно перед сдачей крови - буфет. Война войной, а обед по расписанию, как говорится. На столе уже стоит горячий сладкий чай и тарелка с печеньем. Благодушная медсестра улыбается и желает приятного аппетита: "Ешьте-ешьте, вам перед тем, как на верх идти, подкрепиться нужно!". Действительно, перекусить донору необходимо, и не только потому что на пункт приходят обычно натощак или слегка позавтракав, но и потому что сладкий чай поможет с наименьшими затратами компенсировать потерю крови.

Наконец, поднимаюсь на второй этаж - в операционную. Здесь уже ждут врачи, которые указывают на свободное место. Несмотря на название и внешний вид, ассоциирующийся с воспоминаниями из детства, в донорской операционной довольно уютно и не возникает "больничного" страха, обычно присущего медицинским учреждениям.

На мой взгляд, не страшна и сама процедура забора крови. Сказать, что она совершенно безболезненна, - погрешить против истины (все-таки игла диаметром почти два миллиметра не может войти незаметно), но этот дискомфорт вполне можно перетерпеть. К слову, кроводача обычно занимает не больше 10 минут. Если же вы сдаете плазму или другие важные компоненты крови, то время операции может варьироваться от 40 минут до полутора часов. Однако так ли это много для спасения чьей-то жизни?

Фото: Владимир Яроцкий/m24.ru

Между тем, пищит аппарат для афереза, а значит, мешок с кровью уже полон, и процедура закончена. Медсестра специальным аппаратом запаивает трубку и улыбается: "Может, иглу вынимать не будем, а так, на память оставим?". Вместе с ней смеемся, она забинтовывает руку и отпускает, еще раз убедившись, что со мной все в порядке.

Спускаюсь вниз - остается только (несмотря на то, что я сдавал кровь безвозмездно) получить денежную компенсацию или талон на питание. Относительно недавно такого выбора не было. Деньги взамен на еду появились только в августе прошлого года, потому что питание не пользовалось большим спросом, а другой альтернативы попросту не существовало.

Выйдя на улицу, щурюсь от солнечного света. За несколько часов погода успела значительно проясниться. Из-за этого настроение поднимается еще больше. Начинаю улыбаться, сам не зная, почему, потом понимаю: душу греет надежда, что и чья-то жизнь сможет вот так же проясниться от такого незаметного, но такого важного поступка донора, который в очередной раз отдал частичку себя ради другого человека.

Тимур Фехретдинов

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика