Фото: ИТАР-ТАСС
Московские власти разрабатывают электронную образовательную платформу, которая позволит школьникам и учителям полностью перейти на виртуальное обучение, рассказал M24.ru источник в департаменте информационных технологий. По его словам, система, доступ к которой будет у учителей, школьников и родителей, позволит проводить уроки, делать домашние задания, выполнять контрольные и даже работать в группе в режиме онлайн. Для этого понадобится либо компьютер с оперативной системой Windows, либо планшет на базе iOS или Android. Как пояснил M24.ru глава департамента информационных технологий Артем Ермолаев, для пилотного проекта будет закуплено чуть больше десятка планшетов. Но в целом планируется, что учителя и ученики будут использовать собственные гаджеты.
По словам источника в департаменте, на создание электронной образовательной платформы в этом и следующем году будет потрачено порядка 200 млн рублей. Предполагается, что системой будут пользоваться более 230 тысяч школьников и их родителей и до 10 тысяч учителей.
Ресурс будет объединять базу веб- и мобильных приложений, необходимых для учебы. Речь идет как о виртуальных учебниках, так и об интерактивных заданиях и тестах. В системе можно будет делать расчеты, пользоваться математическими и химическими формулами, в ней будут доступны графические изображения, диаграммы, карты, видео, аудио, фотографии, в том числе в режиме слайд-шоу, и даже трехмерные модели. Это позволит иллюстрировать уроки интерактивным материалом и выполнять любые задания в режиме онлайн как в классе, так и дома. Учители и ученики также смогут самостоятельно составлять через ноутбук или планшет конспекты бумажных учебников или читать электронные. К тестам и учебникам будет доступ и у родителей.
Система позволит также проводить уроки в режиме онлайн, в том числе в группе. Участники группы получат возможность выполнять интерактивные задания на планшетах вместе, дополнять и проверять друг друга. Учителя смогут с помощью системы разрабатывать сценарии интерактивных уроков и тестов, загружать картинки, видео и т.д. Проводить такие уроки можно будет как на интерактивных досках, так и на гаджетах учеников. При этом учитель может контролировать процесс работы и блокировать гаджеты школьников, если, к примеру, нужно сделать перерыв.
Новая система включит в себя и функции, которые уже есть в общегородском электронном дневнике – dnevnik.mos.ru. Напомним, этот ресурс существует с 2012 года и объединяет в себе функции дневника и школьного журнала с учетом посещаемости. Учителя могут вести в нем отчетность, общаться в личном кабинете с родителями и отправлять школьникам домашние задания. Ученики, в свою очередь, могут посмотреть расписание, домашние задания, задать личный вопрос учителю и общаться с одноклассниками. А родители, благодаря электронному дневнику имеют возможность в режиме онлайн следить за оценками детей, контролировать посещаемость, общаться с педагогами. Родители также могут подписаться на SMS-информирование об успеваемости. Каждый пользователь системы получает личный доступ к ней через школу.
Глава IT-департамента Артем Ермолаев пояснил, что власти планируют создать новую, более объемную платформу, а не модернизировать dnevnik.mos.ru. Для пилотного проекта по ее использованию планируется закупить планшеты.
"Количество планшетов будет небольшим, чуть больше десятка, - пояснил Артем Ермолаев. – Они рассчитаны на пилотное пользование, в дальнейшем предполагается, что электронные носители у всех будут свои. Пилотное пользование платформой продлится в течение одного учебного года".
Чиновник подчеркнул, что школьников и их родителей не будут заставлять пользоваться исключительно электронной образовательной средой, то есть бумажные дневники и учебники не потеряют своей актуальности.
Напомним, в московских школах установлено уже 160 тысяч компьютеров, десятки тысяч интерактивных досок. 40% образовательных учреждений отказалось от бумажных дневников. С 2014 года в 75 школах проходит эксперимент по внедрению электронных учебников. Занятия проходят по 11 пособиям: по русскому языку, литературе, истории России, алгебре и геометрии, физике и химии, изобразительному искусству и музыке. Основное издательство, выпускающее бумажные учебники, "Просвещение", также начинает выпускать приложения к своим пособиям в электронном виде.
Председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин поддержал создание единой электронной платформы в столичных школах. "Сегодня уже существуют сервисы вроде электронного дневника, а также локальные приложения на сайтах школ, - напомнил он. – Объединение того, что существует, в общую систему, которую можно развивать, крайне необходимо. Процесс обучения должен быть максимально открытым для всех заинтересованных лиц".
По словам Панина, наличие электронных сервисов важно не только для учителей и школьников, но и для родителей. "Для родителей обременительно часто посещать школу в условиях столичной жизни. Электронные сервисы облегчат им контроль учебы ребенка", - сказал эксперт.
По его мнению, важно, чтобы новые технологии использовались для того, чтобы снизить бюрократическую нагрузку на учителей, а не наоборот. Мобильные приложения должны быть такими, чтобы адаптация к ним не вызывала у педагогов больших сложностей.
Зампред консультативного совета родительской общественности при департаменте образования Любовь Тамбовская отметила, что нынешние школьники с детства привыкли к гаджетам, поэтому школа должна соответствовать современным требованиям, но от бумажных учебников полностью отказываться нельзя. "Существуют допустимые нормы для работы детей за компьютером – не более двух часов в день, - напомнила она. – Превышать ее крайне не рекомендуется".
Отметим, что в Москве проходит проект "Школа новых технологий". 20 школ - лидеров по внедрению инновационных технологий - получает высокотехнологичное оборудование, софинансирование инновационных проектов от городских властей, а также программы от компаний-участников проекта - Microsoft, IBM, Cisco, Google, Apple Professional Development, РАЭК и других. Представители этих компаний будут проводить мастер-классы для учащихся, предоставлять электронные учебно-методические пособия, поддержку сайтов и т.д. В следующем году в рамках проекта "Школа новых технологий" будет отобрано не 20, а 200 образовательных учреждений.
Майя Соерова