Фото: M24.ru
Мы строили-строили и, наконец, построили. Вслед за первой российской "конюшней" "Формулы-1" появился и российский этап самой престижной мировой серии автогонок. Соревнования пройдут уже в этот уикэнд. О долгом пути к "Гран-при России" и нынешних реалиях "Формулы-1" рассказывает спортивный обозреватель M24.ru Василий Макагонов.
Запах жженых покрышек, рев двигателей, крутые виражи и маленькие машинки, которые, выпуская облако дыма, уносятся вдаль… Что в этом привлекательного? Казалось бы ничего, однако человечество уже шестьдесят лет влюблено в "Формулу-1" и продолжает хранить верность престарелой королеве автогонок.
Старушка за эти годы прилично одряхлела, но все равно молодится, используя все достижения автомобильной косметологии. На пьедестале, где некогда красовался аргентинец Хуан Мануэль Фанхио, уже отстояли свое Ален Прост и Михаэль Шумахер и подошла очередь молодого и амбициозного Себастьяна Феттеля.
Российский зритель скучал по "Формуле-1" уже почти что бессчетное количество лет. Популярные у капиталистов "буржуинские гонки" были объектом вечной зависти со стороны советских автолюбителей. В хрущевские времена, понятное дело, даже речи идти не могло о том, что где-то на бескрайних просторах Советского Союза появится автодром, на котором будут выписывать фигуры Йоханы Риндты и Джимы Кларки.
Мало кто знает, но в СССР существовала своя "Формула-1", так сказать, для внутреннего пользования. Осенью 1956 года Центральный автомотоклуб стал членом FIA, и советские чиновники начали регулярно посещать соревнования "королевы автогонок". Увиденное настолько поразило партийных руководителей, что перед конструкторскими бюро СССР была поставлена нехилая задача – переплюнуть клятых буржуинов.
Фото: M24.ru
Учредили новый класс гоночных автомобилей, который так и назвали "Формула-1", подтянули требования, стараясь подогнать их под международные правила и начали проводить чемпионаты. Всего состоялось 14 подобных первенств, после чего идея построить автомобильный рай на советских машинах была отброшена, как нереализуемая. Так, в 1969 году чемпионом советской "Формулы-1" стал москвич Юрий Андреев, который гонял на болиде "Формулы-3", значительно превосходящем по классу отечественные "формульные" прототипы.
Советская пресса тех времен тоже "Формулу-1" не жаловала. Ее критиковали, в основном, за отсутствие какой-либо вразумительной безопасности. Если мы посмотрим на список погибших в 60-70-е годы прошлого века гонщиков "Формулы-1", то становится ясно, что основания для критики у советской прессы имелись. Вообще в те далекие годы безопасностью пилотов не так уж и сильно заморачивались. Ну погибли и погибли, бывает, опасный спорт, высокие скорости, знали на что шли. Единственной серьезной целью конструкторов в те времена было увеличение скорости болидов и повышение их управляемости.
Из-за наплевательского отношения к требованиям безопасности происходили совершенно казуистические вещи. Так, в 1970 году уже упоминавшийся выше Йохан Риндт стал первым и последним посмертным чемпионом "Формулы-1". Австрийский пилот разбился насмерть в ходе Гран-при Италии, но набранных в том сезоне очков ему хватило для чемпионства. А в 1977 году совершенно вопиющий случай произошел на Гран-при ЮАР. Английский гонщик Том Прайс сбил маршала с огнетушителем, который перебегал трек. Погибли оба – и маршал, и пилот, которому огнетушитель попал в голову.
Но критикуя безопасность "Формулы-1", советские газеты и тем более партийные руководители все равно грезили о тех днях, когда престижнейшая серия впишет в свою историю отечественное Гран-при. В 1982 году глава "Формулы-1" Берни Экклстоун даже приезжал в Советский Союз для переговоров о включении советского этапа в программу автогонок. Однако переговоры завершились неудачей из-за бюрократических проволочек. В 1983 году советский Гран-при "Формулы-1" даже включили в предварительный календарь чемпионата мира, но не срослось.
Затем советским, а потом и российским чиновникам резко стало не до автогонок. Следующую попытку добиться проведения этапа "Формулы-1" в России российские власти предприняли только в 2001 году. Президент России Владимир Путин утвердил план строительства автодрома "Пулковское кольцо" недалеко от петербургского аэропорта. Однако этот план, как и аналогичные проекты столичных и подмосковных властей, так и остались существовать только на бумаге.
Гран-при пришло только в Сочи и уже после того, как была реализована другая великая мечта – первая зимняя Олимпиада в России.
Фото: ТАСС/Медиа Феррари
Перед Гран-при России
Стоит отметить, что интерес к Гран-при России будет очень большим и не только потому, что всем хочется оценить красоты новой трассы и вновь полюбоваться на стоящие рядом олимпийские объекты. Дело в том, что на Гран-при Японии получил тяжелую травму пилот российской конюшни Marussia Жюль Бьянки. Болид гонщика на полном ходу влетел под эвакуатор. Пилот находится на грани жизни и смерти в глубокой коме.
Ссылки по теме
- Гран-при России: первая гонка за 100 лет
- Пилот "Формулы-1" Жюль Бьянки находится в критическом состоянии
В свете произошедшего моментально поднялись затихшие уже лет так с десять назад разговоры про безопасность в "Формуле-1". Последнее смертельное ДТП произошло в "королеве автогонок" аж 20 лет назад, когда легендарный Айртон Сенна в Имоле на скорости свыше 300 километров в час врезался в бетонную стену. После этого в FIA весьма серьезно озаботились проблемой безопасности, и фатальных аварий больше не происходило. Хотя весьма серьезные инциденты все же случались, например вылеты с трассы Роберта Кубицы и Михаэля Шумахера, когда прославленный немец сломал ногу.
Но важно другое. Массовому зрителю автогонок в общем-то безразличны все эти разговоры о безопасности. Ради чего очень многие люди смотрят гонки? Чтобы увидеть нереально красивые обгоны, захватывающее дух соперничество, да и аварии тоже, куда без них. Причем в "Ф1" в последние годы сделали все, чтобы эти три составляющие успеха превратились в миф, который имел право на жизнь при поколении Проста и Сенны, но невозможен в настоящее время. В самом деле, залог победы сейчас – это четкое прохождение квалификации, грамотная тактика на пит-стопах, ну и пресечение любых попыток оппонентов опередить тебя.
Если на двух лидирующих местах пилоты одной "конюшни", то пиши пропало – срабатывает командная тактика, борьбы за первую позицию не ведется, а оба пилота сообща просто доезжают до финиша.
И тут как гром среди ясного неба – серьезная авария, которая снова взбаламутила сообщество поклонников "Формулы" куда больше, чем обсуждение ухода Алонсо из "Феррари" и перехода туда Феттеля.
Стоит ли говорить, что наблюдать за гонкой в Сочи будут куда пристальнее?
Василий Макагонов