Фото: ТАСС/Михаил Хомичев
Московские власти запустят в центре города пилотный проект по краткосрочной аренде автомобилей - каршеринг, рассказали M24.ru в пресс-службе департамента транспорта. Эксперимент начнется летом или осенью, а до конца года в системе будет работать до 500 автомобилей. Проект разрабатывают московские власти, однако операторами станут частные компании.
Как пояснили в дептрансе, подобная форма проката объединяет преимущества общественного и личного транспорта, так как машины предоставляются по необходимости за невысокую арендную плату. "Проект планируется запустить летом - осенью этого года в центре города. Каршеринг не будет привязан к станциям метро, - отметили в пресс-службе. - В дальнейшем водитель сможет взять автомобиль в личное пользование за доступную цену в любое время суток, в любой точке города".
Форма привлечения частных операторов к проекту пока не определена. Известно, что департамент транспорта подготовит для них инфраструктуру. Очевидно, что город должен выделить участки для пунктов проката и парковки арендных авто. Тарифы также еще разрабатываются. Однако, как пояснили в дептрансе, целевой аудиторией сервиса будут москвичи с водительскими удостоверениями, которые "внимательно относятся к расходам". "Уровень их спроса на услуги каршеринга будет зависеть от стоимости поездки на арендованном автомобиле", - отметили в ведомстве.
О развитии каршеринга в столице в 2014 году заявлял заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов. По его словам, машины будут стоять на плоскостной парковке, а клиенты с помощью специального мобильного приложения смогут открыть одну из них и завести. "Вы платите ровно за то время, которое вы ездите", - рассказывал он.
Пока услугу каршеринга в Москве предоставляет только одна частная компания по собственной инициативе. Сервис появился в мегаполисе еще в 2013 году, но пока не приобрел популярность. Для аренды машины нужно установить приложение на телефон, зарегистрироваться на специальном сайте, затем подписать договор с фирмой, приложив ксерокопию паспорта и водительского удостоверения. Для этого необходимо приехать в офис или вызвать курьера. После аккаунт активируется и с помощью приложения можно выбирать ближайшие свободные машины. Приложение открывает дверь автомобиля, оно же разблокирует ключ в замке зажигания. Для того, чтобы арендовать машину, нужно иметь на лицевом счете не менее 500 рублей.
Тариф зависит от класса авто - Hyundai, Chevrolet, Volkswagen стоит 5 рублей в минуту с понедельника по четверг, 6 рублей - с пятницы по воскресенье. Аренда автомобили BMW, Mercedes стоит 7-9 рублей в минуту соответственно. На данный момент парковать машину в зоне платной парковки, если клиент собирается ее оставить, запрещено.
Пользователям сервиса нужно заплатить 25 долларов за регистрацию, а также 50 долларов в качестве ежегодного взноса за членство. Стоимость самой аренды - 8 долларов в час. После машину нужно вернуть на любую стоянку компании.
Координатор общества "Синие ведерки" Сергей Стоянов считает, что при цене 5-6 рублей в минуту каршеринг будет востребован москвичами, однако активация услуги должна быть существенно проще. "По сути это импульсный сервис, и, когда хочешь им воспользоваться, нет времени ехать в офис или где-то ждать курьера", - отметил он. Почтовому сервису россияне, в отличие от американцев, не доверяют. Поэтому московские власти должны давать клиентам сервиса код доступа в режиме реального времени через интернет. В качестве страховки от мошенников и воров можно привязать к мобильному приложению услуги банковскую карту пользователя и блокировать сумму залога.
Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Константин Трофименко считает: главное, что смогут сделать власти для развития каршеринга - это предоставить парковки для таких машин или выдать разрешения на стоянку в зоне платного паркинга. "Причем места паркования должны быть расположены очень плотно, к примеру, в Лондоне пунктов каршеринга так же много, как станций метро", - отметил он.
По словам Трофименко, вместе с услугой каршеринга город может развивать сеть электрозаправок. "Это мотивирует компании закупать в качестве арендных авто электрокары. Бизнес придет, если будет инфраструктура", - отметил он. По словам эксперта, в Японии Toyota развивает сеть каршеринга именно с электромобилями. Отметим, что в этом году в Москве должны запустить 200 заправок для электрокаров - в центре города, в зоне платной стоянки.
Ссылки по теме
- В Москве появилась новая услуга - каршеринг
- "Удобный город": Каршеринг
- В Москве планируют запустить проект по краткосрочной аренде автомобилей
Антон Гусев, директор по развитию бизнеса компании Anytime, пояснил M24.ru, что компания уже три года развивает сервис каршеринга. "За три года ни одной машины не украли. Смысла ее красть нет. Во-первых, машина брендированная, а во-вторых, мы можем заблокировать двигатель в любой момент движения дистанционно", - пояснил он. По словам Гусева, компания уже обращалась в департамент транспорта с предложением о сотрудничестве, но ответа пока не получила. "К примеру, нам интересно было бы купить оптом, со скидкой, парковочные абонементы на стоянку в пределах Третьего транспортного кольца. Он стоит 160 тысяч рублей, такая сумма на одну машину за год не окупится", - отметил он.