Фото: Юлии Чечиковой
Каждый год в середине мая на Садовой собираются поклонники Булгакова. Здесь, в окружении сотрудников двух музеев, посвященных создателю "Мастера и Маргариты", простые москвичи и гости столицы отдают дань памяти советскому писателю. Делается это всегда с фантазией, выдумкой, с элементами мистики, свойственной главному произведению в творчестве Булгакова. Накануне рабочие до ночи устанавливали в центре двора подиум, на который сегодня взойдут участники развлекательной программы.
Как сообщила порталу М24.ru Наталья Склярова, исполнительный директор Музея-театра "Булгаковский дом", среди запланированных мероприятий перформансы, конкурсы и викторины. Праздник стартует в 17-00, а ближе к вечеру состоится огненное шоу. Не обойдется и без праздничного торта.
Человек, который придумал Булгаковский дом – Николай Голубев (ныне – директор) рассказал о том, с чего начинался популярный музей. "Актеры, режиссеры, юристы, бармены – люди самых разных профессий в 1986-1987 году познакомились в этом доме, на Садовой номер 10 302 бис. Он вызывал у всех большой интерес. А потом жизнь разбросала нас в разные стороны. В 2003 году, когда удалось снова всем вместе собраться, мы в ужасе обнаружили, что верхний этаж дома полностью выгорел, все прекрасные рисунки на стенах, созданные талантливыми поклонниками Булгакова, уничтожены – замазаны черной краской, а в коридорах спят бомжи. Дом был в запущенном состоянии – и это мягко сказано. Если бы такую картину каждый из нас увидел тогда, в 80-х, то это просто поставило бы под сомнение вероятность нашего знакомства. Место, с которым столько связано, нужно было спасать. Так возникла идея музея".
Они хотели помочь властям Москвы, но столица тогда инициативу отвергла. На обращение с предложением помощи по организации музея пришел отказ – чиновники посчитали, что Булгаков и без того активно продвигается театрами. Этого на тот момент казалось достаточно. Выход был один – заниматься проектом самостоятельно. Николай Голубев и его единомышленники взяли в аренду у города разрушенное помещение. За это разрешение бились год, беспрестанно ходя по всевозможным инстанциям. И когда документ был получен, возникла проблема иного рода – концептуальная. Обойдя все московские литературные музеи, группа булгаковцев внезапно для себя обнаружила, что академический формат никак не рифмуется с их задумкой.
"Мы поняли, что меньше всего хотим, чтобы все это походило на склеп, на музей одного посещения. Меньше всего мы хотели ставить точку в творческой биографии Булгакова. Нужно было создать место, куда люди бы охотно возвращались. Ведь не Булгакову музей нужен – он уже все для нас сделал и ушел, а нужен людям – молодым, пожилым, всем, кто любит Булгакова и хочет узнать больше о нем, его жизни и его произведениях", – рассказывает Голубев.
Обратившись к мировой истории и найдя своего предшественника в Древней Александрии в образе "Музеона", где не хранили искусство, а создавали его, булгаковцы решили организовать пространство для творческих людей, дать им возможность переосмысливать наследие классика, используя разные жанры – ставить спектакли, рисовать картины, заниматься фотографией. Понравился бы такой музей Булгакову? Хочется верить в положительный ответ.
Музей начали формировать по театральным принципам. Из семи экскурсий нет ни одной повторяющейся. Они и пишутся сотрудниками Булгаковского дома по принципам драматургии, с элементами спектакля, где всегда можно выделить завязку, кульминацию и развязку. Такой подход пользуется бешеной популярностью у студентов.
Фото: Юлии Чечиковой
К коллекции экспонатов тоже выработан подход особый – музейщиков интересуют "говорящие вещи", какие отвечали бы характеру писателя, харизме его героев. Гордость экспозиции ¬¬– папка, в которой Булгаков хранил свои рукописи. Конечно, многие забегают на Садовую только ради живого экспоната – кота Бегемота. Пушистый шалопай любим публикой, но взаимностью ей не часто отвечает – надоели назойливые вспышки и вечное желание быть поглаженным. Как рассказал смотритель музея Анатолий Сергеевич, Беню (так ласково зовут Бегемота) специально ко дню рождения Булгакова возили в ветеринарную клинику, где животное помыли и навели марафет. Бегемот не особо оценил попытки облагородить свой внешний облик и воспользовался моментом, чтобы сбегать на помойку.
Двери Булгаковского дома не закрываются до полуночи. И такой режим работы ценят москвичи, вынужденные задаваться вопросом о культурном досуге после работы. "Лучший памятник Булгакову – то место, где перед творческим человеком не закрываются двери. Булгаков в свое время обошел много дверей, и все они оказывались закрытыми перед ним. У нас же другой подход – любой желающий может прийти к нам бесплатно, правда билет на спектакль все-таки придется купить. Мы не берем деньги за «мощи». Мы берем деньги только за нашу работу" – говорит Голубев.
Фото: Юлии Чечиковой
"Нам повезло – мы полюбили Булгакова, а он оказался гениальным человеком, который провоцирует других людей на творчество. Наш музей посвящен любви и творчеству – и это лучшая память Булгакову", – подытожил директор музея.
Театральных работ по произведениям Булгакова в столице огромное количество. "Мастера и Маргариту" играют в МХТ имени Чехова, в Театре на Юго-Западе, в Театре на Таганке, в МХАТе имени Горького. В Et cetera есть спектакль "Морфий", в Мастерской Петра Фоменко – "Театральный роман". Для каждого актера, в чьей профессиональной биографии появлялась роль кого-то из персонажей Булгакова, этот опыт становился бесценным и менял взгляды – с подачи ли режиссера или благодаря собственному чутью – на наследие классика советской литературы.
Лика Рулла
Играет в МХТ имени Чехова в спектакле "Зойкина квартира" Зою Пельц
Фото: ТАСС/ Сергей Карпов
"Осенью пересмотрела весь цикл передач, осуществленный Давидом Смелянским, про Булгакова. Много нового открыла для себя в этом писателе, в его судьбе, но все равно он остался для меня загадкой, великим мистификатором.
В литературе не так много произведений, которые входят в плеяду тех, которые не стоит ни снимать, ни ставить. «Мастер и Маргарита» как раз являет собой яркий такой пример. Другие произведения Булгакова под это не попадают. А "Мастер" – какая-то Библия, и ей стоит наслаждаться и глубже постигать с каждым возрастным этапом. В 12 лет я фрагментарно прочитала эту книгу. Помню, что покорил кот Бегемот. Дважды ее перечитывала – в студенчестве, в более зрелом возрасте.
Свою Зойку люблю, как и спектакль, который появился в репертуаре МХТ имени Чехова благодаря Кириллу Серебренникову. Мне кажется, он получился очень "булгаковский". Это выражено и в современном языке пьесы, и в режиссерском прочтении, и в музыке, и в героях – тех, кто играет сейчас, и тех, кто ушел – я говорю об Алексее Девотченко. Понятие "булгаковский" связано для меня с человеческими качествами, которые сложно понять, разложив на какие-то формулы. Зойка, например, не боится жить, она рисковая, в ней так много всего намешано – и положительного, и отрицательного, потому что никто не знает, как нужно жить. Главное – не бояться сжигать свое сердце.
Я бы сыграла в "Театральном романе". А "Мастер и Маргарита" пусть остается книгой – для каждого разной, для каждого своей».
Александр Ширвиндт
Играет Мольера в спектакле Театра сатиры "Мольер (Кабала святош)"
Фото: Елена Мартынюк
"Тысячу лет назад Эфрос ставил "Кабалу святош" в Театре Ленинского комсомола. Этот спектакль был очень значим, потому что в то время Эфроса выгоняли из театра. Мы играли в полном зале. И все это было абсолютное наслоением жизни Эфроса на судьбу Мольера в «Кабале святош». Я был молод, красив, прыток и играл – говорят, очень прилично – Людовика. А теперь в постановке режиссера Юрия Еремина в Театре сатиры с 2009 года я играю Мольера. Еремин пристал ко мне как с ножом к горлу – должен сыграть! Сам переход от образа палача к жертве – от Людовика к Мольеру – был мне интересен. Я согласился. Мольеру, кстати, было 52 года, когда он умер. А мы в свои 80 куражимся. Поэтому я решил, что этот сезон доиграю и хватит. А сегодня, в день рождения Булгакова, мы устраиваем такую "полуакцию" – играем его "Кабалу святош".
Булгаков, конечно, фигура одиозная, из тех великих писателей-мыслителей на все времена. Это признак величия, мудрости, гениальности, когда произведение, вне зависимости от эпохи, не теряет актуальности. "Мастер и Маргарита", "Кабала святош", "Бег" – все это о нас сегодняшних.
В фотопроекте Елены Мартынюк я изображал Воланда. Ради съемки меня даже на крышу загнали, я туда еле забрался по амбразуре, на ветру стоял и чуть не рухнул на Кремль".
Александр Галибин
Сыграл Мастера в фильме-сериале Владимира Бортко "Мастер и Маргарита"
"Бортко дал мне день на размышление. Я без раздумий согласился и через две недели уже снимался. До этого момента я никогда не думал ставить Булгакова как режиссер или играть Мастера, ведь не все так однозначно и просто в этом персонаже. Его вообще как такового в романе нет. Да, говорится о его судьбе, но мы застаем этого человека в сумасшедшем доме, окончательно разбитого, растоптанного. Каким он был раньше – неизвестно. Нужно было доставать из себя что-то такое, чтобы это выражалось во взгляде, в пластике, в разговоре. Это была даже не актерская, а больше человеческая задача – насколько ты сам можешь быть откровенным, чтобы привлечь этим зрителей.
"Мастер и Маргарита" безусловный шедевр XX века. Я был влюблен в эту книгу, и это чувство не угасает. Очень завидую тем, кто только начинает ее читать в первый раз. Но как режиссер не взялся бы ставить этот роман. Впечатления и ощущения от образов, заключенные в книге, гораздо сильнее, чем визуализированные, и ты глубже погружаешься в эти строчки, чем когда видишь актеров на сцене или на экране. Но это вопрос выбора режиссера. Вот версия Юрия Любимова в свое время стала для меня сильным театральным впечатлением.
На третий день после съемок "Мастера" я попал в серьезную аварию, мы перевернулись с супругой на машине, оказались в кювете на встречной полосе и только чудом остались невредимы. Но что это было – мистическое совпадение или я нарушил правила – понять сложно".
Виктор Добронравов
Играет Хлудова в спектакле "Бег" Театра имени Вахтангова
"К своему персонажу я отношусь трепетно. Он, как и все другие действующие лица, жертва этого неуемного движения. Но это наша жизнь – так было и будет. Это наглядно было видно, когда мы репетировали: труппа нашего театра постоянно гастролирует, Бутусов разрывается между Питером и Москвой. Я читал и про реального генерала Слащева (он стал прообразом Хлудова), но в процессе репетиций мы стали уходить от исторической составляющей – сколько людей он повесил, как он сходил с ума. Было сыграно множество вариантов! Мы пять месяцев углубленно репетировали, постоянно что-то меняя, переставляя, пытаясь продраться через "ракушки", которыми обросла пьеса, через стереотипы. Первый раз во время читки многое было непонятно. Когда Булгаков впервые читал "Бег" во МХАТе, люди смеялись, им казалось, что это здесь есть сатира, но сейчас это не всегда угадывается. Мы привыкали к тексту – как он написан, какие фразы въедаются в мозг.
Из других булгаковских героев я бы сыграл Лиходеева, Азазелло, хоть кота Бегемота! Роман "Мастер и Маргарита" никому еще не удалось воплотить так, чтобы все сказали "да – это попадание в десятку". По крайней мере, я такого не припомню. Где-то были интересные актерские работы, например, у Кары, где Ульянов играл Пилата. Были несколько экранизаций последних лет. Но я убежден, что практически невозможно сделать "Мастера и Маргариту". И это из разряда необъяснимых вещей, в которые я верю. Мистика его недоказуема, но у нее много подтверждений".
Елена Подкаминская
Играет Арманду Бежар в спектакле Театра сатиры "Мольер (Кабала святош)"
Фото: Елена Мартынюк
"Эта роль - моя первая театральная встреча с Михаилом Булгаковым. Для меня эта работа особенная еще и потому, что впервые в нашем театре я играла в одном спектакле с моим учителем - художественным руководителем Театра Сатиры Александром Анатольевичем Ширвиндтом. Это была моя мечта, которая долгое время никак не могла реализоваться. И вот все сошлось: драматургия великого писателя и игра на сцене с любимым учителем и мастером!
Для меня любое творение гениального художника является вечным животворящим источником. И каждый человек прикоснувшись к этому источнику получает ту духовную пищу, которая только и может дать ему возможность почувствовать себя живой творческой личностью. Булгаковские образы, драматические коллизии, мифологические и исторические параллели, фантасмогории, поражающие воображение, способны захватить и потрясти каждого. И я - не исключение. Кроме того Булгаков - современный художник и темы, которые он раскрывает, цепляют, волнуют и по сей день. Ну, кто же из актрис не хотел бы сыграть образ Маргариты?! Он пленяет меня уже много лет. Работа в Мольере, скорее, приоткрыла глубины булгаковского мира, чем изменила что-то в отношении к этому великому мастеру с трагической судьбой".
Юлия Чечикова