Число пользователей "Тройки" уверенно приближается к 3,5 миллиона. Удобство транспортной карты увеличивается по мере того, как добавляются новые возможности. Пополнить карту теперь можно через мобильные приложения "Яндекс.Метро", "Яндекс.Деньги" и "Мой проездной", а также на сайте troika.mos.ru. А в качестве платежного средства "Тройку" принимают не только в метро и наземном общественном транспорте, но и электричках, аэроэкспрессах и системе городского велопроката.
Редакция M24.ru решила изучить зарубежный опыт использования транспортных карт и понять, какие еще возможности таят в себе проездные будущего и как защищаются карты других стран.
Нью-Йорк. MetroCard
Транспортная система Нью-Йорка включает в себя сабвей, местные и экспресс-автобусы, канатную дорогу на острове Рузвельта и систему поездов PATH, соединяющую мегаполис с городами штата Нью-Джерси. На всех этих видах транспорта действует MetroCard – тонкая пластиковая карточка, обычно желтого или синего цвета с магнитной полосой по краю. Работает она с 1993 года.
В отличие от "Тройки", срок действия MetroCard обычно ограничивается одним годом. После этого оставшиеся деньги можно перевести на новый проездной в течение двух лет с даты истечения срока годности. Оформить карту можно в автомате или кассе на станции метро, это обойдется в один доллар – примерно как и карта "Тройка". А вот поездки в нью-йоркском транспорте будут стоить куда дороже.
Фото:wnyc.org
Карта на одну поездку обойдется в 2,75 доллара – около 130 рублей. Также доступны безлимитные карты на семь и 30 дней (31 и 116,5 доллара соответственно) и билеты с фиксированной оплатой за каждую совершенную поездку – 2,5 доллара (125 рублей) на метро и шесть долларов (300 рублей) на экспресс-автобусе. При этом карта действует как билет "90 минут": оплатив поездку, пассажиры могут бесплатно пересаживаться на другой транспорт в течение двух часов. Пополнить такую карту можно в любой момент. Если вы положите на нее больше 5,5 доллара, 11 процентов от суммы пополнения начислится в качестве бонуса.
Еще одно отличие нью-йоркской системы от московской – программа по защите средств на безлимитных проездных. Она позволяет вернуть деньги в случае потери или кражи MetroCard. За год можно дважды вернуть деньги с утерянной карты, правда, во второй раз с пассажира возьмут пятидолларовый сбор за невнимательность.
http://web.mta.info/
"Длинные" и "короткие" билеты
Основное отличие транспортных систем разных городов в том, что они "заточены" под использование долгосрочных проездных или, напротив, предполагают оплату каждого входа в общественный транспорт.Первая схема позволяет местным жителям совершать неограниченное количество поездок, однажды заплатив за "длинный" билет, и больше характерна для Европы.
"В некоторых городах Германии 80 процентов пассажиров и в Швейцарии 30 процентов жителей приобретают билет на общественный транспорт сразу на год вперед и получают при этом огромную скидку. В Германии федеральное правительство выделяет деньги тем городам, которые дают скидку на проездные на год и на месяц", – рассказал M24.ru глава общественной организации "Город и транспорт" Александр Морозов.
По его словам, только так общественный транспорт может составить реальную конкуренцию транспорту личному.
А вот в азиатских странах, в частности в Гонконге, пассажиры должны платить каждый раз, когда совершают пересадку на новый вид транспорта.
Гонконг. Octopus
Фото: octopus.com.hk
Octopus – невероятно популярная транспортная карта, которой также можно оплатить выпивку в баре, чизбургер в McDonald's и билет в кино или поход в бассейн, а некоторые образовательные учреждения используют ее в качестве карты доступа. Пополнить проездной, опять же, можно не только в кассах транспорта и терминалах, но и в кафе, супермаркетах, больницах, магазинах и пр. Число пользователей Octopus более чем вдвое превышает население Гонконга и составляет 19 миллионов человек.
Все начиналось с обычной транспортной карты в 1997 году. Сначала ей можно было оплатить только метро, потом добавился наземный транспорт.
Сейчас в городе действуют три разновидности карты: временная, невозвратная и карта аэропорт-экспресс. Временная карта действует по тому же принципу, что и "Тройка": при покупке за нее вносится залог в 50 гонконгских долларов (более 300 рублей). С постоянной картой пассажир лишается возможности вернуть деньги за ее изготовление, зато может заказать индивидуальный дизайн.
При потере персонализированной Octopus ее можно без труда восстановить, правда, с карты спишут 50 долларов (более 300 рублей) за утерю.
Стамбул. IstanbulKart
Ссылки по теме
- История оплаты проезда в метро
- Пополнить "Тройку" теперь можно через приложение "Яндекс.Метро"
- Сбербанк начал выпускать карты с приложением "Тройка"
Стамбульская карта очень напоминает "Тройку", только действует на большем количестве средств передвижения. При покупке за нее вносится залог в 10 лир (190 рублей), который можно вернуть при сдаче карты назад, а стоимость одной поездки по проездному более выгодна, чем покупка разовых билетов (жетонов).
IstanbulKart можно воспользоваться в метро, автобусе, трамвае, на фуникулере, катере и электричке. Одна поездка на подземке или трамвае обойдется в 1,9 лиры (36 рублей). Купить карту можно в специальных киосках и автоматах, там же проездной пополняется.
Персонализация карт
Еще одно отличие транспортных систем разных стран – в возможности персонализировать карту. Тогда ее можно восстановить в случае кражи или утери и заблокировать на время отпуска. При желании пассажирам могут даже предоставлять детализированную информацию о расходовании средств."По хорошему, нет проблемы с тем, чтобы сделать электронную карту персонализированной, чтобы, если вы потеряли карточку, ее можно было бы заблокировать и восстановить билет на другой карте. Если это реализовать, люди не будут бояться приобретать долгосрочные проездные билеты", – отметил Александр Морозов.
Сейчас власти Москвы рассматривают возможность персонализации "Тройки": если идею поддержат пользователи "Активного гражданина", карту могут привязать к номеру мобильного телефона.
Лондон. Oyster
В британской столице действуют карты Oyster, которые можно использовать по принципу Pay As You Go, то есть положить на них деньги, которые будут списываться за каждую поездку. На карту также можно записать проездной.
Oyster необходимо прикладывать к валидаторам при входе и выходе из метро, тогда система спишет деньги по минимальному тарифу. Если вы забыли приложить карточку на выходе, заплатить придется максимальную цену. В наземном транспорте такого нет – регистрировать проездной надо только при посадке.
Удобно то, что каждый пользователь системы может зарегистрироваться в личном кабинете и посмотреть историю своих поездок.
Проездной действует в метро, автобусах, трамваях, речном транспорте и пригородных электричках.
Сеул. T-money
Еще одна азиатская карта, которую можно использовать не только в транспорте. T-money действует в автобусах, подземке и такси, а также в парках аттракционов, книжных магазинах, супермаркетах и других заведениях, у которых есть соответствующий значок. Там же можно и пополнить карту.
Фото: seoulistic.com
Покупка проездного в супермаркетах, на станциях метро и автобусных остановках обойдется в три тысячи южнокорейских вон, или 135 рублей. Вдвое дороже стоит маленькая карточка-брелок T-money со шнурком для мобильного телефона. В продаже также имеются куклы, часы, МР3-плееры и даже колечки с чипами от проездного.
Одна поездка по карте стоит около тысячи вон, или 45 рублей, а по карте Seoul City Pass на 20 поездок – 750 вон (34 рубля).
Возможно, какие-то особенности иностранных карт решат привить и московской "Тройке". Кто знает, может, в будущем ее станут выпускать в виде брелока, как в Сеуле, или владельцы смогут сами выбирать дизайн, как в Гонконге.