Фото: m24.ru/Евгения Смолянская
ГИБДД не готова штрафовать водителей, перекрывающих проезжую часть из-за легких аварий. Об этом M24.ru рассказал замглавы Госавтоинспекции РФ Владимир Кузин. По его словам, в правилах дорожного движения не указаны сроки, в которые автомобилисты должны зафиксировать повреждения и убрать машины с дороги. Поэтому инспекторы не планируют штрафовать водителей, оставивших авто на дороге в ожидании гаишников, но рекомендуют звонить в ГИБДД за советом.
Напомним, что с 1 июля вступает в силу ПДД, обязывающие водителей не создавать "затруднение проезда", если в ДТП пострадали только машины. Нарушение этого правила попадает под статью 12.27 ("Невыполнение обязанностей в связи с ДТП"). Штраф - 1 тысяча рублей. Но, как пояснил Владимир Кузин, точное время, в течение которого водитель должен убрать транспортное средство с дороги, не установлено, поэтому штрафовать за то, что пострадавший в ДТП не освободил проезжую часть, не будут.
"В силу определенных ситуаций соблюсти какие-то сроки невозможно. У одного руки трясутся, у другого фотоаппарат затерялся. Условия могут быть разными. Надо реально оценить обстановку и принимать решение", - отметил Владимир Кузин.
По его словам, поправки в ПДД, которые вступают в силу 1 июля, призваны, наоборот, облегчить жизнь водителям. Теперь у них появится возможность, зафиксировав обстоятельства ДТП, уехать с места аварии, а не ждать сотрудника ГИБДД. "Если им что-то в оформлении непонятно, можно позвонить в ГИБДД по телефону", - сказал Кузин.
Собеседник M24.ru добавил, что суть нововведения не в карательных мерах, а в том, что пропагандировать среди водителей новые правила. "Наша задача - убедить граждан, что не нужно стоять и ждать", - заключил Владимир Кузин.
Что изменится для водителей с 1 июля
Согласно поправкам в ПДД, вступающим в силу 1 июля, если в результате ДТП "вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие". При этом предварительно нужно зафиксировать "в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств".Если между водителями нет разногласий, они вообще могут не вызывать полицию, а оформить европротокол. Если же договориться участники аварии не могут, они обязаны записать фамилии и адреса очевидцев. После этого нужно обратиться в полицию, и уже сотрудники ГИБДД будут решать, могут ли водители покинуть место аварии, зафиксировав "положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств". Если гаишник дал "добро", то авария оформляется либо на посту, либо в отделении.
Сегодня в правилах четко прописано, что водитель, попавший в аварию, не должен оставлять место происшествия. Напротив, он обязан "не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию". Исключение - европротокол, но он пока не очень распространен, в том числе потому, что водители боятся покинуть место ДТП до приезда гаишников.
Европротокол оформляется следующим образом: водители могут оставить место происшествия, предварительно зафиксировав последствия аварии, и:
- оформить ДТП на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции;
- оформить документы без сотрудников инспекции, заполнив бланк извещения о ДТП в соответствии с правилами обязательного страхования (для подробной инструкции нужно позвонить в свою страховую компанию)
- не оформлять документы о ДТП, если повреждены только ТС, и участники аварии не имеют претензий друг к другу
При оформлении ОСАГО страховая компания выдает владельцу машины бланки для заполнения в случае ДТП. Это и есть европротокол. При его заполнении водитель получает право на страховую выплату в результате ДТП.
Использовать Европротокол можно, если в аварии участвуют два ТС, гражданская ответственность водителей застрахована ОСАГО, вред причинен только машинам и обстоятельства происшествия не вызывают разногласий участников ДТП.
Лицевая сторона бланка-извещения заполняется совместно двумя участниками аварии. Каждый водитель получает по экземпляру заполненного европротокола. Есть несколько правил заполнения бланка:
- писать нужно шариковой ручкой;
- нельзя делать помарки или исправления;
- писать нужно разборчивым почерком или печатными буквами
К этим бумагам нужно приложить "электронный носитель с информацией, содержащей фото- или видеосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, дату и время фото- или видеосъемки, а также координаты местоположения технического средства контроля". Фото- и видеосъемку нужно провести в течение часа после аварии. Как ранее сообщали в Минтрансе, фотографировать можно на любой смартфон, планшет или камеру. Главное, чтобы четко была видна дата и координаты съемки. Если есть свидетели, записать их ФИО и контактные данные. Свой экземпляр заполненного извещения нужно отвезти в страховую компанию в течение пяти дней после ДТП.
Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков пояснил, что самое главное в поправках в ПДД: водители теперь официально имеют право съехать на обочину в ожидании ГИБДД или вообще уехать с места аварии, оформив европротокол. И это не будет считаться "оставлением места ДТП" (сейчас за такое нарушение водителю грозит лишение прав или административный арест).
"С 1 июля можно убрать машину с дороги, не боясь, что обвинят в оставлении места ДТП", - подчеркнул Вячеслав Лысаков. По его словам, это позволит стимулировать водителей не затруднять движение из-за легких ДТП. Депутат также отметил, что на сегодняшний день европротоколом пользуются немногие. "Из ста человек, которые могли бы Европротоколом воспользоваться, пять-шесть человек это делает. Из-за небольших повреждений ждут часами инспектора ГАИ, перегораживая улицу", - рассказал депутат.
По его словам, штрафовать водителей, перекрывших из-за ДТП дорогу, нет смысла: "Если инспектор подъехал, он оформит ДТП и водитель сможет освободить проезжую часть. Если же пострадавшие воспользуются европротоколом, то и штрафовать будет просто некому, потому что сотрудник ГИБДД в таком случае на место происшествия не приедет".
Нечастое использование водителями европротокола подтвердил и президент Российского союза автостраховщиков и Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. "Согласно предварительным данным за первый квартал 2015 года, доля европротокола в общем числе заявлений составила 9,1%. То есть им пользуются, но не так часто, как хотелось бы," - рассказал эксперт. Хотя, по словам Игоря Юргенса, позитивная динамика все же есть.
"В первом квартале 2015 года страховщики урегулировали убытки в рамках европротокола в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период 2014 года" - пояснил Игорь Юргенс.
По его мнению, штрафы за перекрытие дороги могли бы поспособствовать распространению европротокола. Как рассказал собеседник М24.ru, во многих странах Европы ГИБДД принципиально не выезжает на мелкие ДТП, поэтому почти половина аварий оформляется самими водителями, без участия инспекторов.
Напомним, со 2 августа 2014 года увеличились лимиты выплат при оформлении ДТП по европротоколу с 25 до 50 тысяч рублей. Повышение касается только тех ДТП, оба участника которых приобрели полис ОСАГО уже после 2 августа 2014 года. Если хотя бы один из участников ДТП имеет полис ОСАГО, заключенный до этой даты, то лимит выплаты - всего 25 тысяч рублей.
Кроме того, 1 октября 2014 года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, увеличивающие до 400 тысяч рублей лимит выплат при оформлении мелких ДТП в Москве и Подмосковье, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Повышенные лимиты также доступны только тем автомобилистам, которые купили полисы после вступления в силу закона.
Ссылки по теме
- В Москве 11 процентов ДТП оформляется по европротоколу – дептранс
- Водители смогут оформить аварию, не дожидаясь инспекторов ДПС
- Не все водители согласятся освобождать дорогу после ДТП – эксперт
Бывший глава ГИБДД сенатор Владимир Федоров отметил, что водители сами не хотят долго стоять на дороге после ДТП, поэтому разъехаться побыстрее в их интересах. Поэтому использование европротокола будет расти, особенно после введения новых поправок в правила дорожного движения.
Владимир Федоров уверен, что водителям предоставят для фиксации последствий аварии столько времени, сколько им необходимо. По словам сенатора, тех, кто быстро не убрал машину с проезжей части, штрафовать не стоит. "Я не думаю, что с 1 июля начнут всем подряд раздавать штрафы. Сколько времени водителю потребуется, столько он и будет занимать проезжую часть. Время в законе не оговорено. Не думаю, что водители будут стоять по пять часов".