Фото предоставлено компанией Sony Music Russia
Джорджо Мородер родился 75 лет назад в итальянском южном Тироле. По национальности гений электронной танцевальной музыки - ладин (есть такой небольшой швейцарский народ) и его фамилию следует произносить с ударением на втором слоге – Джованни Джо́рджо Моро́дер. Но в далеких 70-х артист вошел в быт меломанов под провокационным и броским именем – МородЁр. Хочется верить, что если он об этом узнает, то не обидится: его музыку в России всегда очень любили.
В июне 2015-го патриарх выпустил новый альбом Déjà Vu – первый за 30 лет. В нем среди прочих участвуют звездные дамы Кайли Миноуг и Бритни Спирс. Выход новой работы одного из главных композиторов в истории танцевальной музыки заметили все – от сверхмодных порталов до ветеранов дэнс-культуры. Оказалось, что Джорджо помнят, любят и однозначно с интересном примут каждую новую работу. Мородер не просто гуру поп-цивилизации, он – один из ее создателей. Он не открывал Америку, не имитировал эротику, а просто записывал эротичную музыку и делал свое дело лучше всех в мире. Он фактически создал тренд электронных танцев – не стоит рассказывать, какое место они заняли в наше время. Новый альбом дэнс-мастера словно перебросил мост, соединил эпохи – нашу и время, когда стиль диско еще только изобретали.
[html][/html]
Видео: youtube/ пользователь: Hot music
Первого заметного успеха Мородер добился в 1972 году, когда его третий альбомом Son Of My Father завоевал первое место в хит-параде. Эту мелодию можно было услышать и в СССР – на альбоме "Мелодии и ритмы III", вышедшем в 70-х, без лицензии на фирме "Мелодия". На конверте пластинки название было обозначено как "Сын своего отца", а прикольно и провокационно звучавшая для русского уха фамилия автора написана как "Мароди". Музыка запомнилась, а альбом Son Of My Father стал виниловой легендой, и достать его было практически невозможно!
[html][/html]
Видео: youtube/ пользователь: 1968tigerfan
Джорджо неустанно искал, экспериментировал и пробовал. Например, однажды обратился к… академической музыке. Как ни странно, запросам аудитории это отлично соответствовало, и дискотеки ходили ходуном под Roll over Beethoven и "Пятую симфонию" в обработке Уолтера Мерфи. Мородер же создал дэнс-номер с использованием другой великой мелодии классика – "К Элизе".
[html][/html]
Видео: youtube/ пользователь: PoppiMikko
Как Мородер работал со звуком, говорит и то, что на его мюнхенской студии Musicland, построенной в конце 60-х, записывались Led Zeppelin, Queen, The Rolling Stones, Electric Light Orchestra, Элтон Джон. С Мородером сотрудничала немало и не раскрутившихся артистов.
Некоторое время надеждой при Джорджо была блондинка – певица Крис Беннет (Chris Bennett). Крис и Мородер записали альбом, но предусмотрительный продюсер параллельно работал и с черной худенькой девушкой Донной Саммер. В 1975 году сотрудничество вылилось в сингл и альбом Love To Love You Baby, ставшие точкой отсчета новой саунд-эротики и музыкальной эстетики. Донна стала большой звездой. На ролике – их с Мородером более ранний хит с альбома, выходившего только в Голландии. Песня тут обыграна трехминутной наивной вступительной сценкой.
[html][/html]
Видео: youtube/ пользователь:1970 t/m 1979
Победа пришла в 1977-м, когда миру явился эталон стиля – песня Донны Саммер I Feel Love (1977). Про нее нередко вспоминают и современные диджеи, называя Джорджо учителем. Одной из его важнейших работ, демонстрирующей чрезвычайно яркое и лаконичное мышление, стал феноменальный сольный альбом From Here to Eternity.
[html][/html]
Видео: youtube/ пользователь: OasisRecords1975
В этих работах Джорджо упростил эстетику краут-рокеров и электронщиков типа Kraftwerk, с безупречным чувством стиля добавил к роботизированному ритму и голосу, пропущенному через вокодер, прохладные женские подпевки. Получилось парадоксально и неповторимо. Комбинация кажется очевидной, даже Boney M делали что-то похожее. Но повторить то, что в тот год получилось у Мородера, не смог больше никто. Даже он сам! Наверное, именно так становятся символами и столпами стиля и эпохи.
Кстати, эпоха "настоящего" диско была коротка. Все гении исписались за короткий промежуток в три-четыре года, примерно с 1976 по 1980-й – внезапно все их ноты и тембры потускнели, стали повторяться. Эксперименты и неожиданности переместились в стилевую зону новой волны, пост-панка и новой романтики. Рок-звезды кинулись записывать диско-альбомы, а в следующем десятилетии вместо Мородера, Церрона и Фариана на танцполах воцарились улыбчивые парни типа Дитера Болена, чей талант был несомненен, но новые ритмы, тембры и уникальные исполнители их мало интересовали. Прошли волны "итальянцев" и евро-диско. Мородер же все это время искал варианты – на альбоме Саммер Bad Girls (1979) заметны попытки изменить формат, был записан диск No 1 in Heaven (тоже 1979) с новаторами Sparks. У Джорджо было много проектов – Munich Machine, The Three Degrees, которые пускай и недолго вызывали интерес публики и критиков.
[html][/html]
Видео: youtube/ пользователь: stardustdays
Еще в 70-х Джорджо нащупывает свою вторую любовь и начинает работать для кино. У него получается отличный саундтрек к фильму Алана Паркера "Полуночный экспресс" (1978), Мородеру вручают "Оскар". За следующее десятилетие он озвучивает много фильмов, отметим "Танец-вспышка", "Лицо со шрамом", в этот же ряд позднее встанут "Супермэн III", "Рэмбо III".
80-е открывают третий путь для Мородера. Его зовут писать музыку для Олимпиады-84 в Лос-Анжелесе. Это было непростое время: СССР бойкотировал Игры, у нас эту тему не знали. Музыкант же создает официальную музыку и для сеульской Олимпиады 1988 года, а затем для итальянского Чемпионата мира по футболу 1990 года. Самолюбию итальянца все это, думается, льстило.
[html][/html]
Видео: youtube/ пользователь: Peter Müller
Мородер продолжает писать саундтреки, например, для древнего легендарного фильма Metropolis со множеством звезд. В 80-х много примеров удач Джорджо как продюсера. Пример – песня Дэвида Боуи Putting Out the Fire, записанная для фильма "Люди-Kошки" (1982), именно ее спустя много лет Квентин Тарантино включил в саундтрек фильма "Бесславные ублюдки" (2009).
Мородер работает над фильмом "Американский жиголо" – обращается к Стиви Никс (Fleetwood Mac). Сотрудничество не складывается. Тогда Джорджо предлагает работу другой красотке – Дэбби Харри – фронтвумен Blondie, звезде "новой волны". Дэбби, используя идею маэстро, пишет боевик Call Me, который становится самым продаваемым синглом года в США.
[html][/html]
Видео: youtube/ пользователь: emimusic
Событий становится меньше, музыкант напоминает о себе только в особых случаях. В 1998-м Мородер и Донна Саммер получили "Грэмми" в номинации Best Dance Recording за песню Carry On. А уже в 2013-м французы Daft Punk пригласили Мородера участвовать в работе над альбомом Random Access Memories, итальянец появляется в треке, названном с фантазией Giorgio by Moroder. Работа привычно принесла "Грэмми".
[html][/html]
Видео: youtube/ пользователь: LiquidDrumnBreaks
Теперь вышел Déjà Vu. Какие танцы танцуют в 75? Смешно думать, что такие же, как и в 20-30. Мородер и не попытался даже догонять моду, он записал по-настоящему мородеровский диск. Новый альбом ровен и продолжает скорее "кино", чем "диско" или спортивную эстетику продюсера. Песню с Бритни предсказуемо ругают, с Кайли – скорее хвалят, но они попали в цель, в их работах царят показной эротизм и ясность музыкальной структуры.
Джорджо из породы корифеев танцполов, которые, дожив до преклонных лет, обнаруживают, что их работа - легкая и наполненная фантазийными, поверхностными, романтичными образами, неизменно востребована. У мастера танцев, творческая жизнь, что называется, удалась и "афтепати" его вечеринки случится явно не скоро.
Александр В. Волков