Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Сегодня, в 117-й день рождения Московского художественного театра имени Чехова, в портретном фойе состоялось вручение артистам и сотрудникам театра памятных знаков "Чайка". Церемонию вел Олег Табаков.
По традиции, бронзовыми "Чайками" награждаются люди театра, чья выслуга составляет 15 лет, серебряные – тем, кто посвятил МХТ 25 лет жизни, золотыми – настоящие старожилы, чья судьба на протяжении 30 лет связана с этим местом. Ювелирные изделия с символикой МХТ получают патриархи театра, проработавшие там более 30 лет.
Ирина Мирошниченко помнит, как пришла в этот театр еще маленькой девочкой – мама привела ее на спектакль "Синяя птица", не подозревая, что с этой сценой будет связана большая часть ее жизни – актриса отмечает пятьдесят лет работы в театре. Остальные юбилейные даты выглядели чуть скромнее.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
35 лет Художественному театру посвятил Анатолий Смелянский, президент Школы-студии МХАТ. Он напомнил m24.ru о том, что были и такие времена, когда репертуарную политику театру диктовал Сталин: "Художественный театр не во все времена был смелым и далеко не всегда шел на эксперименты. Это зависело – как сказал бы Константин Станиславский – от предлагаемых обстоятельств. Когда-то одну из первых "Чаек" вручили Сталину. Были разные эпохи в жизни театра. Сейчас эпоха Олега Табакова, она сменила эпоху Олега Ефремова.
Эти два периода связаны, Табаков – ученик Ефремова, один из самых блистательных актеров "Современника". И дух живого театра, который начат был в "Современнике", перешел с ним сюда. А потом, когда Олега Николаевича не стало, Олег Табаков перешел из Школы-студии МХАТ. Мне довелось много лет руководить школой – я был ректором.
Все эти годы мы пытаемся осознано сохранить этот дух, понимая ответственность. Сегодня Ирина Мирошниченко, которая получила "Чайку" за 50 лет службы (какая-то немыслимая цифра) посмотрела на стены портретного фойе, где обычно происходит эта церемония, и увидела, что здесь висят фотографии людей, которые были друзьями, товарищами. Теперь все они – часть истории – от Олега Борисова и Евгения Евстигнеева до Иннокентия Смоктуновского, Андрея Попова.
Когда ты живешь в этом окружении, когда они на тебя посматривают, это призывает к строгости, ответственности, но не к серьезному лицу, потому что театр – все-таки веселое, остроумное дело, проявление лучших игровых чувств, откликающихся на то, что происходит в жизни. А в жизни, конечно, не только одна игра, но и много всего другого. Поэтому Художественный театр и скорбный, и веселый, и живой, и ошибающийся".
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Анатолий Смелянский также отметил, что ждет новую работу Константина Богомолова (режиссер на несколько минут заглянул на церемонию) – "Мушкетеры. Сага. Часть первая". "Конечно, это будет что-то неожиданное. Театр, в котором ты заранее знаешь, что будет, никому не интересен. Все-таки зритель идет на премьеру и думает – "а что они сегодня покажут?" Театр должен удивлять и, как считает Табаков (и я, кажется, понимаю, что он имеет в виду) быть успешным. Нет успеха – нет любви публики, и все умирает".
Ссылки по теме
- Олег Табаков: "Подвал "Табакерки" я не оставлю!"
- Богомолов замахнулся на "Мушкетеров" и Вуди Аллена: МХТ назвал премьеры сезона
Президент Школы-студии МХАТ также высказал свое мнение о перипетиях, касающихся активности, сопровождающей в последнее время фестиваль "Золотая маска": "Я не думаю, что это патриархально-консервативное направление дало России что-то масштабное, потому что самое высокое и консервативное, скажем, Достоевский – это все-таки высота духа и исключительность переживания судьбы России, а не оплевывание оппонента. Сейчас очень много грубости, наглости, интернетовского спама и фейсбучных вражды и цинизма.
Раньше не так много было возможностей оплевывать друг друга. Не было площадки. А теперь к этому все привыкли. Но если жизнь правильно организована, и если ее не зажимать, то понимающая, образованная часть общества скажет свое слово, к которой я, кстати, отношу и Художественный театр. И публику этого театра, которую желательно удержать и позвать ее на что-то, что было бы ее достойно".
Кроме Анатолия Смелянского ценные знаки получили из рук Олега Табакова народный артист РФ Вячеслав Жолобов (45 лет работы в театре), народный артист РФ Станислав Любшин (35 лет работы в театре), заслуженная артистка РФ Римма Коростелева (35 лет работы в театре), заслуженный артист России Борис Коростелев (35 лет работы в театре), заслуженная артистка России Марина Брусникина (30 лет работы в театре), заслуженная артистка России Алена Хованская (25 лет работы в театре) и другие.