Фото: ТАСС/Сергей Бобылев
Для столичных врачей разработана инструкция, в которой приписано, как врач должен общаться с пациентом, когда сообщает ему информацию о тяжелом диагнозе. Об этом в интервью m24.ru рассказала куратор программы обучения врачей психоонкологии, организованной департаментом здравоохранения Москвы, психиатр Наталья Ривкина. По ее словам, для онкологов, психиатров и специалистов паллиативной помощи инструкция единая. Всем врачам рекомендовано ее придерживаться в общении. Алгоритм действий определяет, что врач должен делать в различных ситуациях.
В конце ноября по инициативе департамента здравоохранения были разработаны курсы, где специалистов будут учить принципам общения с онкобольными. Курсы пройдут все столичные онкологи, которых в Москве насчитывается около 500 специалистов. Также обучаться будут специалисты паллиативной помощи и психиатры.
Как рассказала Наталья Ривкина, для врача сообщение диагноза не менее болезненный процесс, чем для пациента. Онкобольной максимум стресса испытывают через несколько часов после того, как он узнал о диагнозе. Врач стресс испытывает непосредственно во время консультации.
"Врач должен правильно инициировать разговор о диагнозе, как определить, есть ли у пациента необходимость обсуждать эту информацию, согласен ли пациент на такой разговор, в каком объеме он хотел бы знать о своем прогнозе", – говорит психиатр.
По словам Ривкиной, человек может испытать состояние шока, после того, как ему сообщили, что у него рак. "В состоянии эмоционального напряжения пациенту трудно сконцентрироваться на том, что ему говорит врач. Для него это просто человек, который сидит перед ним и двигает губами, – объясняет куратор программы обучения столичных врачей. – В этот момент онкологу важно поддержать пациента. Например, сказать слова : "Я понимаю, насколько для вас сейчас это тяжелая информация. Для любого человека это тяжелая информация. Я думаю, что вам сейчас нужно время, чтобы как-то вникнуть в это, услышать меня". Важно дать пациенту несколько минут прийти в себя для того, чтобы он мог продолжить разговор".
Как отмечает психиатр, если этот момент пропустить и начать пациенту сразу говорить, что ему надо пройти какие-то обследования, то, находясь в шоке, пациент может просто не услышать этого. К сожалению, после такой консультации может произойти отказ от дальнейшего лечения.
Так, по ее словам, категорически нельзя оставлять пациента один на один с тяжелым диагнозом. "Если пациент заходит в палату, а у него на кровати лежит выписка, где написано, что у него рак, на такой-то стадии со всем его описанием... И человек остается с этим диагнозом один на один в палате, то сложно предсказать, как он поступит с этой информацией. Конечно, это испугает любого человека", – резюмировала Ривкина.
Ссылки по теме
- Все столичные врачи пройдут курс по психоонкологии
- Для московских врачей могут ввести курсы общения с беременными
- Регистратуры столичных поликлиник заставят улыбаться пациентам
Напомним, что весной этого года столичные власти решили создать единые стандарты работы для регистратур городских поликлиник. В частности, в типовую модель войдут правила вежливости. В стандарт вежливости войдет алгоритм работы, где будет указано, что надо здороваться, улыбаться пациентам, а главное – не грубить. При встрече пациентов нужно говорить: "Добрый день!". Также регистратура не должна гонять пациентов по поликлинике, а должна давать четкий ответ: где можно получить медицинскую помощь. Кроме того, будет прописано, как надо обращаться с медицинскими картами, чтобы они не терялись, а пациент не забирал их с собой домой.
Анастасия Мальцева