Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Обозреватель m24.ru Ольга Косолапова – о детях, родителях, учителях, зимних видах спорта и школьной непоколебимости.
– Лыжи! Мама, у нас в школе будут лыжи!
Глаза 8-летней Вари сияли так, будто ее позвал в норвежскую сборную сам Бьорндален.
– Лыжи? – переспросила я, ощутив, как мое лицо приобретает смурное выражение grumpy сat.
Мы смотрели друг на друга непонимающе: в душе дочери танцевал пасодобль восторженный идеалист, в моей – ухмылялся реалист.
– Помнишь, да, как это было в твоей школе? – похохатывал он. – Начала забывать? Так я напомню.
Раннее утро, темно, холодно, под мутным светом фонарей идут они – несчастные, едва проснувшиеся школьники. На спине рюкзак в 10 килограммов, в одной руке пакет со второй обувью, в другой длинные неудобные лыжи и прикрепленные к ним кое-как палки. Палки все время выскальзывают, падают в снег, тонут в сугробах, колются острыми концами, когда суешь их под мышку. Хорошо, если до школы донес хотя бы одну: большинство теряются бесследно – исчезают в стуже, пожираются космосом, образуя параллельный Млечный путь.
Дошел, донес, дотащил – молодец. Время нестабильное, кто знает, как там оно дальше сложится, а ты, восьмилетка, уже освоил профессию грузчика, пригодится. Можно, конечно, для переноски инвентаря использовать маму. Она сильная, смелая, помнит рекламу МММ, песни Александра Серова и сгоревшие ваучеры – лыжами ее не испугать.
Варя еще полна надежд покорить снежную вершину
Вступительный этап трилогии пройден, впереди – кульминация.
30 второклассников вытягиваются в бесконечную цепочку на морозе. Лыжи не слушаются, крепления отстегиваются, ломаются. Оно и понятно: покупать дорогие и качественные товары родителям, не мечтающим увидеть своих чад в Олимпийской сборной, нет никакого резона. Ребенок вырастет из них через месяц, успев постоять на снегу раз-два, не больше. Поэтому все массово скупают ширпотреб отвратительного качества в одном и том же спортивном гипермаркете.
И вот вереница одинаковых пластиковых дощечек постепенно уходит в лес – на тропу здоровья. Уходит – это громко сказано, конечно. Дети в шуршащих комбинезонах падают, вскакивают неваляшками, плачут, пытаются идти дальше, наступают на одноклассников и снова падают.
– Мама, это был ужас! – выпалила Варя после первого знакомства с зимним видом спорта. – Я проваливалась в снег, я же не умею на них ходить!
– Варюш, а учитель? Он тебе не показал, не объяснил? Он ведь в курсе, что ты в первый раз пошла...
– Ха! – ответила дочь. – Нам ничего не объясняют, на нас только орут.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Крик – худший способ достичь каких бы то ни было целей. Он рождает страх, недоверие и тревогу, нежелание договариваться. Зачем кричать, если проще встать рядом, показать, как нужно сгибать колени и держать палки. Жизнь без стресса куда комфортнее как для учителей, так и для школьников. С урока на свежем воздухе можно и нужно возвращаться с улыбкой.
К тому же ребенок взрослеет, и стоит дать ему возможность выбора: хочешь – занятие на лыжах, хочешь – уроки в зале. Восьмилетние вполне способны принять такое решение. Возможно, именно тогда они перестанут морщиться, увидев в зимнем расписании физкультуру.