Новости

Новости

25 июня 2014, 17:47

Культура

Блокбастеры по-азиатски: почему нужно смотреть китайское кино

По мнению президента Московского международного кинофестиваля Никиты Михалкова, киноинтерес давно уже смещается на восток. Искушенные зрители начали пресыщаться американской киноиндустрией, да и европейские картины уже имеют них былой притягательности. Будущее кино - на востоке, а в частности, в Азии.

Обозреватель M24.ru Максим Эйдис рассуждает об азиатском кино и том, почему программа ММКФ-2014 "Сделано в Китае" - обязательна к просмотру.

"Американская мечта в Китае". Фото: 36.moscowfilmfestival.ru

В течение многих лет Московский фестиваль добросовестно знакомил зрителей с самыми свежими - и самыми радикальными - картинами из Юго-Восточной Азии. В специальной ежегодной программе можно было увидеть фильмы как именитых режиссеров, так и новичков. Картины "Азиатского экстрима" были, как правило, объединены общей темой (парадоксальным азиатским взглядом на секс и насилие) и "авторским" подходом.

Однако в какой-то момент "Азиатский экстрим" с московских экранов исчез. Должно быть, новая команда ММКФ заранее предчувствовала возможную смену курса государственной культурной политики. Или, может быть, сказалось простое совпадение. Так или иначе, подозрительного слова "экстрим" в расписании ММКФ больше нет, а вместе с ним нет и рискованной сегодня тематики старой программы.

Зато на смену пестрому калейдоскопу "цветущей сложности", в котором нелегко было разглядеть тенденции, пришла постоянная программа фильмов Китая. Надо сказать, не менее экстремальная (сцен насилия здесь хватает) и не менее разнообразная - поскольку китайское кино развивается не по дням, а по часам, причем во всех возможных направлениях сразу.

"Однажды в Шанхае". Фото: 36.moscowfilmfestival.ru

По мнению куратора программы, кинокритика Дмитрия Комма, взлет киноиндустрии, подобный китайскому, переживал разве что Голливуд в 1950-х. Действительно: китайский кинорынок уже стал вторым в мире после США. В стране ежегодно выпускаются сотни картин всех жанров, и в индустрии все большую роль играют частные инвесторы.

Кроме того, в Китае, где еще совсем недавно показывали не больше 20 иностранных фильмов в год, перестали бояться западной конкуренции: теперь в прокате ежегодно - уже около 50 зарубежных картин. И что любопытно: кассовый успех в Китае все равно остается за китайскими картинами. Не о такой ли победе уже столько лет – увы, безрезультатно, – мечтают в России?

Дмитрий Комм, отбирая фильмы для программы, исключил из списка чрезмерную "экзотику" (вроде фильмов, снятых в традиционном "летающем" жанре "у-ся") и представил московской публике картины универсальные. Это не этнографические редкости и не диковинки из "непонятной" заморской страны. Это обычные, вполне современные, зрительские и кассовые картины всех возможных жанров. Смысл подборки – показать, каким образом китайские кинематографисты переизобретают киностандарты и формулы, позаимствованные на Западе.

"Огненная буря". Фото: 36.moscowfilmfestival.ru

Сегодня Китай претендует на главенствующую роль в азиатском регионе, и как раз поэтому изо всех сил старается быть космополитичным. В программе можно увидеть и традиционное для Китая (вернее, Гонконга) кино (криминальная драма о трех друзьях-гангстерах "Белый яд", полицейский триллер "Огненная буря"), и кино боевых искусств ("Однажды в Шанхае"), и невероятный киномюзикл ("Школа безумных танцев"), и жуткий хоррор (Ночной кошмар").

В числе отобранных картин также есть психологическая драма ("Американская мечта в Китае") и даже неонуар ("Черный уголь, тонкий лед"), в котором типичная для американского жанра криминальная формула великолепно уживается с "социалистическим" антуражем северной провинции материкового Китая 1990-х годов.

Судя по представленным картинам, китайцам в кино удается невероятное: они не отказываются ни от собственного пути, ни от собственного взгляда на мир. Но, в то же время, не отталкивают, а, наоборот, притягивают различные влияния из-за рубежа. Затем, переосмыслив чужой опыт, китайские кинематографисты перерабатывают старые жанровые формулы на свой манер, и спокойно конкурируют с самыми масштабными голливудскими блокбастерами.

"Школа безумных танцев". Фото: 36.moscowfilmfestival.ru

Выходят они из схватки победителями - и победу подтверждают не только кассовые сборы, но и качество самих фильмов, изобретательность сценариев, работа лучших в мире операторов и монтажеров, мастерство актеров и невероятная, на грани безумия, работоспособность режиссеров: к примеру, один из самых известных китайских режиссеров, Джонни То, уже давно снимает по нескольку фильмов в год, причем иногда картины производятся на разных площадках одновременно.

Конечно, для большинства российских зрителей китайское кино все еще в новинку, но, возможно, именно за ним - будущее. И если не хочешь навсегда отстать от времени, нужно познакомиться с ним уже сегодня. В конце концов, именно для того, чтобы зрители заранее узнали об основных тенденциях будущего кино, в Москве уже в 36-й раз и проводится Международный кинофестиваль.

В рамках программы "Сделано в Китае" до закрытия ММКФ удастся посмотреть:

"Школу безумных танцев" - 25 июня в 22.15

"Американскую мечту в Китае" - 27 июня в 15.45

"Белый яд" - 26 июня в 21.45

"Черный уголь, белый лед" - 25 июня в 22.30

Все показы пройдут кинотеатре "Октябрь".

Максим Эйдис

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика