У человека ощущения голода, одиночества и страха находятся примерно на одном уровне, зачастую мы просто не можем отличить одно от другого. Когда вы начинаете переедать, пытаясь избавиться от стресса, то сигналы страха и одиночества перекрываются. Это простейший физиологический механизм: как только человек обеспечивает себя едой, тревожность пропадает. В той или иной степени из-за страха и тревоги сегодня переедает каждый третий, но последствия у всех разные.
Корреспондент Наталья Лучкина поговорила с пятью москвичами, которые живут с психогенным перееданием.
Психогенное переедание имеет разные формы, от легкой до крайней, находящейся на границе с нервной булимией.
"Мне тесно самой в себе"
Фото: depositphotos/photographee.eu
Евгения, 52 года
Я все чаще ловлю себя на мысли, что мне тесно и не интересно жить: все мое существование крутится вокруг еды. Есть я готова всегда и везде, в огромных количествах. Иногда мне от этого страшно. Были моменты, когда меня волновала только еда, я забывала про родных и близких. У меня есть взрослая дочь, отец ее погиб в автокатастрофе. И я умерла после смерти мужа. У меня была затяжная депрессия, я могла целыми днями сидеть на диване и есть. Я забывала про все, даже про свою дочь – ей занималась моя мама.
Какое-то время я ходила на сеансы к психологу, мне удалось выкарабкаться из этой ямы, но эти приступы обжорства возвращаются. Я пыталась следить за фигурой, порой боролась за заветные килограммы не самыми здоровыми методами. Врач поставил диагноз "нервная булимия". Я проходила курс в институте питания, ходила на гипнотические сеансы, в итоге какой-то психотерапевт прописал мне антидепрессанты.
В какой-то момент я поняла: "не хочу так больше жить". Сменила врача, отказалась от таблеток. Мне надоело просто проживать и прожевывать свою жизнь. Я придерживаюсь правильного питания, занимаюсь спортом. За год я похудела на 15 килограммов. И это не предел.
"Я хочу наградить себя едой"
Фото: depositphotos/vvoennyy
Владимир, 27 лет
Для меня всегда вкусная еда была чем-то особенным. В детстве меня часто оставляли с бабушкой. Вот сейчас развею огромный стереотип – готовила она не очень. Но как человек старой закалки закармливала она меня до отвала. Что-то вкусненькое она разрешала есть только в награду, ну так у всех детей было: "съешь суп, получишь конфету, сделаешь уроки – куплю мороженое". То же самое делала и мама. А позже я заметил за собой, что воспринимаю еду, как поощрение.
Прием пищи превратился уже в какой-то обряд. Иногда я еду с работы, день не задался, и единственная мысль, которая греет: "Я приду домой и съем сладкого". Жена, честно говоря, мне это в упрек не ставит. Говорит, главное, что не пью.
"Мне не нужны мужчины"
Фото: depositphotos/photographee.eu
Мария, 31 год
Я живу без секса уже пять лет. "И довольно неплохо живу" – так я говорю обычно друзьям. На первый взгляд все действительно неплохо: у меня есть работа, родители, друзья, снова работа. И еще у меня есть еда. В какой-то момент времени она стала основной моей радостью. Никто бы этого не заметил, если бы я не потолстела на 40 килограммов за два года. Даже я бы этого не заметила, если бы однажды мне вслед вместо привычной "эй, красавица" не сказали "о, жируха". Я очень хорошо помню этот день: я пришла домой, надела свой любимый сиреневый халат, включила телевизор, открыла упаковку чипсов и зарыдала. Я ела и плакала. Такое случается со мной частенько. Я думаю о том, что толстая, расстраиваюсь и начинаю есть.
Я частенько устраиваю себе "ужины гордой независимой женщины". Например, готовлю лазанью, заказываю пиццу, покупаю торт – это все один ужин, чтобы вы понимали. Мне кажется, я могу есть бесконечно, главное, чтобы мне было вкусно. После того, как продукты закончатся, я мастурбирую. На этом мой независимый вечер заканчивается. Честно говоря, я уже забыла, что такое – быть с мужчиной. Для меня намного спокойнее удовлетворить себя самой, чем терпеть на себе оценивающий взгляд. Я ненавижу свое тело. И от этого я ем еще больше. Говорить с кем-то о своих проблемах я не могу: мама пророчит мне вечное одиночество, друзья смеются и говорят "просто прекрати жрать", а о походе к психологу я даже думать не хочу.
"Не могу отказаться от пиццы"
Фото: depositphotos/Peteer
Игорь, 24 года
У меня есть проблемы с лишним весом. Я это признаю и даже борюсь с этим, но так никуда и не продвигаюсь. Все эти ограничения, наоборот, стимулируют чувство голода, обиды и злости на весь мир. Мне кажется, я испробовал все возможные диеты, но все безуспешно.
Я просто люблю вкусно поесть. Мне кажется, это заложено в каждом человеке. Иногда я ем чуть больше нормы, из-за склонности к полноте моментально набираю килограммы. Недавно я увидел на весах цифру 125. У меня началась паника, но сладкое помогло от нее избавиться. Думаю, что в моем случае единственное решение — это спорт. Отказаться навсегда от любимой пиццы я все равно никогда не смогу.
"Я взвешиваюсь два раза в день"
Фото: depositphotos/Kzenon
Юлия, 21 год
Я никогда не была в центре внимания. В детстве мне всегда приходилось выдумывать что-то эдакое, чтобы родители на меня хоть как-то посмотрели. Их волновало только, поела ли я. С помощью еды я напоминала о себе.
Такие номера я стала устраивать частенько. А потом я просто привыкла много есть: перестала понимать, сыта я или нет. Да я вообще перестала себя адекватно воспринимать: я смотрела в зеркало и видела абсолютно нормального человека, а на фотографии я была в два раза больше всех своих одноклассниц. Я пыталась контролировать себя, взвешивалась раза два в день, волновалась из-за каждого набранного килограмма. Я нервничала и снова ела. У меня опускались руки. В институте встретила единомышленницу, теперь худеем вместе.