Иван Шишкин "Утров сосновом бору", 1889
По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников m24.ru запустило новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляться с ним в музей начиная со вторника.
25 января исполнилось 184 года со дня рождения Ивана Ивановича Шишкина. Помимо картины "Утро в сосновом бору", которую каждый знает с самого детства по конфетной обертке, художник создал огромное количество прекрасных живописных полотен, этюдов, графических рисунков и офортов.
Иван Шишкин "Вид в окрестностях Дюссельдорфа", 1864-1865
Окончив Петербургскую Академию художеств с золотой медалью, Иван Иванович Шишкин в 1862 году уезжает за границу. Спустя несколько лет путешествия по странам Европы, он остановился в Германии, где стажировался в местной академии художеств в 1864–1865 годах. Здесь, в окрестностях Тевтобургского леса, он создал несколько пейзажей, которые по своему духу были близки видам северной русской природы.
Иван Шишкин "Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии", 1872
С приездом на родину Шишкин сближается с членами Артели художников, вокруг которой группировались представители творческой интеллигенции, участвует в собраниях о роли искусства, о правах художника. Иван Шишкин всегда был окружен вниманием товарищей. Илья Репин вспоминал о нем так: "Громче всех раздавался голос богатыря Ивана Шишкина: как зеленый могучий лес, он поражал всех своим здоровьем, весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начинает затирать свой блестящий рисунок, а рисунок, точно чудом или волшебством, от такого грубого обращения выходит всё изящней и блистательней".
Иван Шишкин "Рожь", 1878
Свои этюды Шишкин писал недалеко от родной Елабуги, стоящей на берегу реки Кама, однако часто Шишкин компоновал детали разных пейзажных видов в одну композицию. В пейзаже "Рожь" объединены два традиционных для художника мотива: поле с убегающей вдаль дорогой и могучие сосны, которые современник художника критик Владимир Стасов сравнивал с колоннами древнерусских храмов.
Иван Шишкин "Лесные дали", 1884
Постепенно лес для Шишкина становится таким же первоэлементом мироздания, как море или небо, но одновременно приобретает значимость национального символа России. Картина "Лесные дали" была написана на Урале. Художник выбирает высокую точку зрения, стремясь изобразить не столько конкретное место, сколько создать образ величественной природы. Критики писали: "Далекая перспектива лесов, покрытых легкой дымкой, выдающаяся вдали поверхность воды, небо, воздух, словом,целая панорама русской природы, с ее не бьющими в глаза красотами, изображена на холсте с поразительным мастерством".
Иван Шишкин "Кора на сухом стволе", 1889-1890
Разрабатывая тему природы и русского леса, Шишкин становится виртуозным мастером детали, различая деревья на полотнах художников по типу листвы и коры, тщательно прописывая цветы и травы. Он был дружен с членами Академии художеств и передвижниками, неизменно поражая всех своими знаниями в области ботаники. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях.
Иван Шишкин "Гнилое дерево, покрытое мхом", 1890
"Если дороги нам картины природы нашей милой Руси, если мы хотим найти свои истинно народные пути к изображению ее ясного, тихого и задушевного облика, то пути эти лежат и через Ваши смолистые, полные тихой поэзии леса. Корни Ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать," – писал художник Виктор Васнецов о своем друге.
Иван Шишкин "Дубы при солнечном освещении", 1890-е
В 1890-е годы художника все чаще привлекают изменчивые состояния природы, быстро проходящие моменты. Поэтому иногда Шишкин работает в эскизной, импрессионистической манере, лишь намечая форму, но не прорабатывая детали. Поэтому среди его пейзажей, наполненных солнечным светом и воздухом, все чаще появляются туманные состояния природы предрассветного часа или практически монохромные зимние пейзажи.
Иван Шишкин "Дождь в дубовом лесу", 1891
К тому же периоду относятся и пейзажи с дождливой погодой. Художник вспоминал: "...Неповторимая минута: в сыром воздухе леса, сквозь сизую прозрачную клубящуюся пелену пробивается солнечный луч, он будто стремительно расталкивает ветви, листья, разбивается тысячей бликов в лужах, внезапно красит бронзой стволы деревьев". По воспоминаниям друзей, случалось, что Шишкин хватался за холст и краски и специально бежал в лес, когда начинался дождь, чтобы успеть запечатлеть мгновение. Известно, что Шишкин не умел рисовать животных и практически не изображал людей на своих картинах. Три маленькие фигурки на этом полотне – удивительно редкий пример.
Иван Шишкин "Цветы на опушке леса", 1892-1893
Несмотря на интерес к передаче свето-воздушных эффектов, появившийся в 1990-е годы, Шишкин до конца жизни оставался верным своей манере письма и любви к деталям. Бархатистая зелень не слипается на картине в единую красочную массу: между листьями и стволами деревьев остается воздух, а благодаря такому построению композиции, когда в центральной части находится перспектива и "выход" из этой зеленой кущи, в картине появляется пространство и глубина.
Иван Шишкин "В парке", 1897
Одной из последних работ Шишкина стала картина "В парке". 8 (20) марта 1898 года художника не стало. Смерть его была мгновенной, как он сам себе и желал. Он умер, сидя за мольбертом, работая над новой картиной "Лесное царство". Газета “Новости дня” писала 12 (24) марта: “В роковой день утром он чувствовал еще себя здоровым. В десятом часу, по обыкновению, он был в своей мастерской за работою вместе со своим учеником-алтайцем Григорием Гуркиным и чертил углем на новом полотне новый этюд. Делая какой-то штрих, он вдруг внезапно как будто зевнул, затем после двух тяжелых вздохов, вылетевших из его груди, голова его беспомощно опустилась на грудь, а правая рука с углем упала на колени..."