Барин и ленты: режиссеру Никите Михалкову – 70

Никита Михалков юбилей кино

21 октября 2015, 12:30

Оглядываясь на творческий путь сегодняшнего юбиляра, нельзя не признать: в России нужно жить не только долго, но и с оглядкой – на генеральную линию времени. Как-то получалось, что сердце Никиты Сергеевич всегда билось в такт маятнику эпохи, не боясь, впрочем, войти с ней в противофазу.

Да, при Советах юный Никита весело шагал по социалистической Москве и рубил красноармейской шашкой мещанский шкаф, снимал вестерны о подвигах ЧК и чеховскую критику царского безвременья, в новой свободной России – живописал кошмары 37-го, а в 2010-х, предвидя время скреп, уже снимал док о придумавшем "мировое закулисье" философе-монархисте Ильине. При этом Михалков никогда не подписывает коллективных петиций, выступая только от своего лица, и нередко – с осуждением особо идиотских инициатив.

Как и любому нормальному человеку, ему глубоко противен запрет мата на экране. Более того, Михалков публично выступил в защиту Олега Сенцова. Даже Великая Отечественная – единственный и любимый сюжет нового патриотического кино – в представлении Михалкова выглядит не героической сменой в забойном цеху мясокомбината, а трагикомическим абсурдом, в котором "отцу народа" отводится недвусмысленная роль – лежать лицом в кремовом торте в "Утомленных солнцем – 2". Фильм этот вообще показателен как иллюстрация торжества михалковской самобытности. "Ус-2" стал не просто скандальным (в первом приближении фильм вызвал у критики приступ бешенства), но и триумфальным камбэком: через год о фильме говорили уже как о тайном шедевре, а монархист и бесогон Михалков давал интервью модной "Афише".

Кадр из фильма "Утомленные солнцем – 2"

В том разговоре, правда, не был задан самый главный вопрос: как режиссер, обязанный всем безбожному и технократическому советскому режиму, вдруг превратился в монархиста-деревенщика? Впрочем, дореволюционный барский размах, все эти белые пароходы и крепкие хозяйства, самовары, бараночки и волжский простор, кажется, волновали Никиту Сергеевича всегда. Нежная любовь к русскому образу жизни и мысли, несмотря на всю сопутствующую им особенную русскую же тоску и "звенящую пошлость", чувствуется и в "Неоконченной пьесе", и в "Обломове", и в "Рабе любви", и уж конечно, в "Очах черных". Прошлое, о котором так много снимал Михалков – это вовсе не способ убежать от опасностей или трудностей живописания настоящего ; с настоящим-то Михалков очень точно и бесстрашно управлялся и в "Пяти вечерах", и в "Родне", и в самом жутком и страшном своем фильме – камерной, разыгранной на двоих драме "Без свидетелей". Нет, старопрежний режим, его порядки и обитатели, идеализированные даже в своих пороках, всегда были для Никиты Сергеевича естественной средой, возможно, потому, что сталинская реконструкция, давшая все клану Михалковых, во многом-то и была имитацией этого дореволюционного барства. Не зря же история "Утомленных солнцем", высшего достижения режиссерской карьеры Никиты Сергеевича, разворачивается именно в поместье новой "красной" аристократии.

Фото: kinopoisk.ru

Но окончательный поворот к барству случился у Михалкова только в конце 90-х, когда он, кажется, всерьез поверил в шмелевскую буколическую Россию – хрусткую, молочную, кисельную. "Сибирский цирюльник", который сейчас кажется искрометной, уморительнейшей пародией на russkoe kino – штука посильнее "Любителей музыки" Кена Рассела (шутовская биография Чайковского) – был-то, на самом деле фильмом-манифестом, призванным заменить неприятную, грузную фигуру Александра III – охранителя на самого себя – стройного, веселого, чадолюбивого, гарцующего перед строем богатырей. Да, в неоконсервативной картине мира Никиты Сергеевича он, конечно, всегда на коне, а не на коленях, веселый, усатый, строгий, но справедливый.

Впрочем, многие из нас хотели бы запомнить юбиляра другим: по-настоящему внимательным и (между)-народным режиссером, способным рассмотреть жизнь и чувства в однообразном быте простых людей с той же легкостью, с какой китайский оркестр в "Урге" разглядывает ноты вальса на спине загулявшего русского водилы.

Соратники о Никите Михалкове

Галина Польских

Хорошо помню то время, когда мы снимались в фильме "Я шагаю по Москве". Никита тогда был еще очень молодой, еще учился. Это было так давно! Но он еще с тех пор мне запомнился – мне было очень приятно работать вместе с ним.

Радует, что он был нормальным парнем, и сейчас таким остается, и на съемочной площадке вел себя абсолютно не капризно, работал с огромным удовольствием, всегда был в хорошем настроении, которое передавалось остальным. С ним было очень весело!

Желаю Никите здоровья и всего самого наилучшего!

Фото: ТАСС/ Михаил Метцель

Михаил Ефремов

Я снимался в картине Никиты Сергеевича "12". От этого периода у меня остались только самые лучшие воспоминания, потому что Михалков – замечательный, очень талантливый режиссер.

С ним было легко работать, потому что он знает артистов и все про них, потому что он и сам великий артист. Если у кого-то из актеров что-то не получалось, он приходил на выручку: советовал и подсказывал, как лучше сделать. Он очень профессионально работает, и всегда сделает так, что артист сможет войти в нужный образ, создать его.

Работа с Михалковым – это огромный опыт не только для меня, но и для каждого, кто снимался в этой и в других его картинах, настолько он мощная художественная личность!

Поздравляю Никиту Сергеевича с днем рождения и хочу пожелать ему, прежде всего, крепкого здоровья!

Фото: m24.ru

Александр Адабашьян

Вся страна знает Михалкова как потрясающего режиссера – он и в жизни такой же. Мы дружим с детства, и Никита всегда был в нашей компании заводилой, лидером – во всех проявлениях и начинаниях.

Когда мы были детьми, мы устраивали много каких-то проказ, с тех пор прошло уже много времени, и я не могу вспомнить всего – но было очень весело, это я могу сказать точно! Многое казалось смешным по ситуации, мы очень хорошо провели детство.

Сейчас мы с ним тоже стараемся встречаться, но раньше это происходило значительно чаще. Потому что и у меня, и у него дела.

Хочу сказать, что Михалков – режиссер, который мастерски находит подход к своим актерам. Говорят, что хороший пастух различает в своем стаде овец, а Никита имеет дело с живыми людьми со своими характерами, и это в миллион раз сложнее. Но он справляется! К каждому нужно подходить индивидуально.

Я желаю ему удачи – считаю, это понятие включает в себя все. Конечно, в день юбилея я поздравлю его лично, и даже подарок для него уже есть – но какой, узнает только сам Никита в день своего дня рождения.

Фото: ТАСС/ Алексей Филиппов

Евгений Стеблов

Дорогой Никита! Поздравляю тебя с нашей датой!

Когда мы снимались в фильме "Я шагаю по Москве", нам было по 17 лет, а сейчас нам уже по 70. Так быстро летит время!

Михалков – вождь отечественного кино. Это очень краткая, но верная формулировка. Желаю ему здоровья и сил для воплощения всех его замыслов.

Фото: ТАСС/ Сергей Фадеичев



Василий Корецкий, Ирина Левкович