Где рождаются елочные игрушки? Не так далеко от Москвы. В Клинском районе есть фабрика "Елочка", которая считается одной из самых старых в России. Она находится в городе Высоковске, а в самом Клину работает фабричный музей "Клинское подворье", в котором можно узнать об истории елочной игрушки и посмотреть, как делаются украшения.
Корреспондент M24.ru побывал в музее елочной игрушки и узнал, как делаются игрушки ручной работы, как долго учиться на стеклодува и сколько щелкунчиков в день может раскрасить художник.
Как рождаются шарики
Рождение нарядного шарика, шишки или домика из простого куска стекла происходит в шесть этапов. По словам Валентины Трынниковой, технолога фабрики "Елочка", первый и самый главный процесс - выдувание. Стекло принимает нужную форму, после чего его отправляют на металлизацию и окраску. На окраске шарик окунают в тот или иной цветной раствор. Если в нем есть матирующие компоненты, цвет после высыхания будет матовым, если нет - глянцевым.
Высохшие игрушки вручную раскрашивают художники, после чего изделия упаковывают и отправляют на склад. Всех мастеров фабрика выращивает у себя. На обучение стеклодува уходит полгода, а художником при наличии таланта и любви к рисованию можно стать за месяц.
Несколько стеклодувов и художников с фабрики работают в музее, чтобы демонстрировать посетителям тайны ремесла. Выдувает шарики семья - мама и дочь, Светлана и Татьяна Чируновы. Условия работы отличаются от фабричных - здесь больше света и постоянное внимание публики.
Тонкую стеклянную трубку вертят над газовой горелкой и в нужный момент, когда стекло стало мягким, дуют в нее. Получается ровный шарик. Рядом с мастером - рамка для проверки размера, но ею практически не пользуются - опытный стеклодув может делать работу с закрытыми глазами.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Формовые игрушки делать сложнее, чем шарики. У колокольчика, например, нужно вовремя подцепить края формы и вывернуть. По этому же принципу делается клинская матрешка. Она получается не просто в сарафане, а в юбочке-колокольчиком. Объясняется это просто. “Хоть многие считают, что летом здесь затишье, основная часть игрушек делается именно весной и летом. И поэтому матрешка у нас - в весенней юбочке-колокольчиком”, - объясняет главный экскурсовод "Клинского подворья" Светлана Фролова.
Кто придумывает рисунки
Рисунки для шариков и целые фигурные коллекции придумывают художники-игрушечники фабрики. Но до того, как рисунок нанесут на шарик, он проходит длинный путь. Сначала идеи выдвигаются на худсовет "Елочки". Потом их отправляют на утверждение в Министерство культуры Московской области и в Министерство промышленности и торговли. Только после этого макеты передаются разрисовщицам. Отступать от схем нельзя ни на мазок кисточки.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
По словам Валентины Трынниковой, художники “Елочки” постоянно ездят на международную выставку игрушек во Франкфурт-на-Майне, чтобы быть в курсе мировых трендов. Однако, как показывает практика, самыми популярными у россиян остаются яркие, немного ярмарочные цвета: красный, золотой, синий, зеленый, белый, лиловый. “В прошлые годы были модны геометрические узоры, матовая поверхность, оранжевый цвет. В этом году больше спрос на пейзажные шарики с елочками, домиками, сугробами”, - добавляет Светлана Фролова.
У каждой рисовальщицы - своя история попадания в профессию. Для Светланы Казачковой дело создания игрушек - семейное. Мама работает стеклодувом. Сейчас Светлана заканчивает раскрашивать серию щелкунчиков. Наносит на нужные места желтую акриловую краску с клеем и поверх нее кладет золотые блестки. Мастеру установлена норма - 70 щелкунчиков в день.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Рядом сидит художница Наталья Ремизова, ее выработка на сегодня - 80 шаров. Она наносит на очередную партию надписи “С Новым годом!” специальной ручкой, в которую набирают немного краски и пишут.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Ирина Абашина когда-то работала художником по росписи фарфора, но потом, переехав в Клин, научилась расписывать шарики. На шариках рисовать оказалось сложнее за счет формы. Сейчас у нее в руках - шарики самого большого, шестого размера, на них нет плана по количеству: сколько успеет, столько и сделает.
Какие бывают елки
В последние годы модно было украшать новогоднее дерево шарами одного или двух цветов. На самом же деле елку можно нарядить разнообразно. В музее, например, показывают елку-снегурочку. елку-француженку, елку-апельсинку и дерево, олицетворяющее бразильский карнавал.
А в самом последнем зале представлена огромная нарядная восьмиметровая ель, вокруг которой группы экскурсантов встречают Дедушку Мороза и загадывают желания.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
“Когда шесть лет назад меня позвали сюда работать и пригласили посмотреть музей, который только-только готовился к открытию, я дошла до этой последней комнаты буквально со слезами детской радости на глазах. Я поняла, что точно буду здесь работать”, - рассказывает Светлана Фролова.
По ее словам, больше всего новых кадров приходят именно на должность экскурсовода. “В штатном режиме работают три гида, зимой - 24. И три Деда Мороза, все они - актеры по образованию или в душе. У нас есть свой кодекс Деда Мороза, главный пункт в котором - не отказывать. Нельзя недослушать ребенка, не ответить на его вопрос, каким бы он ни был”, - рассказывает Светлана.
Детские группы идут одна за другой, дедушка водит с ними хороводы и поздравляет с праздниками. На наш вопрос, сильно ли он устает на работе, Мороз скромно улыбается и бежит встречать новых гостей.
Как менялась елочная мода
В музее можно узнать не только о последних новогодних трендах, но и изучить историю елочной игрушки. Хотя каждая игрушка сама - как учебник истории, лучше всего расскажет о вкусах поколений. Например, стоило появиться в жизни людей чему-то новому, так это тут же попадало на елку. Например, в первой половине XX века ее стали украшать предметами быта: люстрами, торшерами, игрушками в виде магазинных счетов и даже велосипедами.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Некоторым игрушкам история дарила новые прозвища. Например, игрушка “Охотник держит с ружье”, которая выпускалась задолго до 1940-х годов, во время войны стала называться “Дед Мороз пошел на войну”. В фигурках девочек в зимних белых шапках в военное время видели летчиц, санинструкторов и партизанов. Так их и называли.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
После полета в космос на елках появились игрушки-космонавты “Гагарин” и “Терешкова”. А когда вышел фильм “Карнавальная ночь”, новым трендом стало украшать вершину елки не шпилем, а часами, показывающими 23:55.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Как все начиналось?
Клин можно назвать столицей елочных игрушек. В 1848 году в имении Александра Сергеевича Меньшикова был создан стекольный завод. Именно здесь местные крестьяне научились выдувать из стекла аптечные сосуды, бутылки и подобные предметы, а когда завод закрылся, началась эпоха кустарного производства. Технические возможности дома были хуже, чем на заводе, поэтому крестьяне делали не бутылочки и склянки, а выдували круглые бусины и шарики. На керосиновой горелке размягчали стекло и выдували в простую железную форму. Когда использовали растительные красители, - шарик получался цветным, а если брали раствор свинца и ртути - блестящим. Потом научились делать посеребрение.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
По словам старшего экскурсовода “Клинского подворья” Светланы Фроловой, к 1940-м годам в Клину выдуванием игрушек и украшений занималась каждая вторая изба, было много артелей и свое училище. Но после Великой Отечественной войны многие стеклодувы и художники погибли, а часть вернулись инвалидами. Отчасти поэтому в Клину начали делать каркасные игрушки на проволоке, более простые в производстве. В этих игрушках воплотились послевоенные фантазии о спутниках, самолетах и космических кораблях.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Кроме того, появились ватные, бумажные и деревянные игрушки. Они были дешевле, чем стеклянные. Для детей особой радостью было то, что в них можно играть, не боясь разбить. Была, например, очень популярна игрушка, которую сегодня ласково называют “деревянный киндер-сюрприз”. В красивую коробочку клали подарочек, игрушку или сладость вешали на елку, а утром дети бежали искать на елке украшение, в котором спрятан подарок.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Спустя несколько десятилетий после войны появилось объединение “Елочка”, включавшее ряд местных производств. Техника совершенствовалась, и мастера могли воплощать в стекле самые разные художественные фантазии. Так, например, появились игрушки и гирлянды на прищепках. Причем гирлянды делали со сменными фигурками-фонариками, что было очень удобно.
Особое место в истории игрушки занимают авторские серии. Чего только ни придумывали художники! Например, популярными сериями были герои “Мурзилки” и персонажи сказок Пушкина: Царевна-лебедь, Кот ученый или Черномор. "Такие вещи хранили уже не просто как украшения, но как настоящую коллекцию, - говорит Светлана Фролова, - и когда мы собирали фонд музея, жители Клина дарили нам интересные экспонаты из собственных домов. Именно так у нас появилась витрина со всевозможными дедами-морозами и многое другое. Так что каждая игрушка может в какой-то степени выступать частью истории семьи".
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Светлана Кондратьева