Форма поиска по сайту

Тайные связи: что роднит Олега Анофриева с Александром Пушкиным

This browser does not support the video element.

Роковые случайности в судьбе Олега Анофриева. Почему актер считает своим тайным проводником самого Пушкина? И как судьба актера и великого классика пересеклись сквозь века?

Безумная любовь Анофриева. Чем он пожертвовал ради жены? Какие мистические совпадения преследуют его всю жизнь? Как случилось, что у знаменитого Анофриева вообще нет друзей? Почему Анофриев стал добровольным затворником? Почему актер предсказывает свой скорый уход? Телеканал "Москва Доверие" подготовил специальный репортаж.


Маленькая трагедия

Апрель 1942 года. Москва живет по законам прифронтового города: комендантский час, патрули красноармейцев. Вечером над городом всплывают сотни аэростатов воздушного заграждения.

Ежедневные сводки Совинформбюро не утешают. На севере - блокада Ленинграда. На юге – в разгаре битва за Сталинград. Европа под контролем Гитлера. Все мужчины ушли на фронт. В московских дворах остались одни мальчишки, и они устраивают игры в свою войну.

На Смоленской площади в наступление идут сразу два двора – друг на друга. Кто-то из пацанов находит боевую гранату и вырывает чеку. Секунда до большой трагедии. И вдруг один бросается на гранату и накрывает ее рукой.

"Граната разорвалась. К счастью, взорвался запал, взрыватель, а не сама граната", - рассказывает заслуженный артист РСФСР, народный артист РФ Олег Анофриев.

Олег Анофриев в спектакле "Шторм". Фото: ИТАР-ТАСС

Прослыв героем двора и целый месяц лежа в больнице с искореженной рукой, 12-летний Олег Анофриев начинает взахлеб читать Пушкина. Гениальный человек, потомок давно ушедшей эпохи станет его кумиром. Так родится мечта стать поэтом и артистом у будущей звезды советского кино и эстрады. И прямо там, в больничной палате, подражая великому классику, он напишет свои первые строчки.

Это он - трубадур и атаман шести бременских музыкантов. Это он – львенок и черепаха. Он же – Василий Теркин и продавец Слава Сидоркин "За витриной универмага". Он спел для малышей всей страны "Спят усталые игрушки", а для взрослых – философское "Есть только миг".

В этом человеке слились воедино сразу четыре дара: поэтический, певческий, писательский и актерский. На вопрос: "Почему на вашу долю выпал целый букет талантов?" Олег Андреевич отвечает абсолютно уверенно и категорично: "Александр Сергеевич меня этому научил. А вы думаете, кто учил? Он - единственный учитель – Пушкин, конечно".

Олег Анофриев родился на 131 год позже, чем прославленный поэт. Естественно, что он никогда не был знаком с ним лично, и не имеет с классиком даже отдаленного родства. Но вот в близость душ, в бессмертие творческой мысли, которая способна преодолевать любые рамки времени и пространства, Олег Андреевич верит свято.

"Человек всегда получает в жизни то, во что он верит. Понимаете, если, допустим, маленький мальчик будет читать стихи Лермонтова и говорить о том, что вот этот вот великий писатель действует на него, помогает ему жить, и все делает для того, чтоб его развить, вот поверьте мне – этот ребенок вырастет и он, может быть, создаст свои шедевры. Всегда мы имеем по нашей вере. Всегда", - утверждает психогенетик Елена Минькина.

Психогенетика – наука о происхождении души. Она изучает взаимодействие человеческой наследственности и выработанной в процессе жизни личной индивидуальности. Научное изучение неповторимости и одаренности человека началось в 19 веке с работ психолога Френсиса Гальтона "Наследственность таланта". Тот факт, что гениальность и одаренность передается нам из поколения в поколение – не доказан до сих пор.

Олег Анофриев, не боясь клейма сумасшедшего, говорит, что чудное мгновение его жизни пришлось на 12 лет. Когда в больничной палате он впервые открыл книгу стихов великого Пушкина, он как будто попал в параллельный неизведанный мир творчества. И вот уже 72 года подряд возвращается в него снова и снова.

Связь с прошлым

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 26 мая 1799 года. В метрической книге церкви богоявления в Елохове на эту дату приходится такая запись: "Мая 26. Во дворе колежского регистратора Ивана Васильева Скворцова у жильца его Моера Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещен июня 8 дня".

"Александр Сергеевич Пушкин – это гений, который рождается один раз в тысячу лет. Человек, который совершенно по-другому переосмыслил русский язык. Он называл себя учеником Жуковского. Но на самом деле Александр Сергеевич Пушкин задал те стандарты поэзии, те стандарты русской литературы, которые сохранились на протяжении двух столетий", - утверждает историк Игорь Хохлов.

131 год спустя - 20 июля 1930 года - в Геленджике в самый разгар курортного сезона в семье главного врача санатория МГУ рождается сын Олег.

Александр Сергеевич Пушкин – поэтический гений 19 века. Олег Анофриев – заслуженный артист РСФСР. Эти люди появились на свет в разных эпохах, чтобы прожить две абсолютно разные жизни. Казалось бы, что может быть общего между ними? Скорее – временная пропасть.

"Олег Анофриев родился 20 июля 1930 года. При нумерологическом пересчете мы получаем код его жизни - 175, а число пути в этом случае у нас получается 4. Александр Пушкин родился 26 мая 1799 года. Также при нумерологическом перечислении мы получаем цифры кода его 174 (заметьте, какие сходные цифры кода), и число пути в этом случае мы получаем 3", - рассказывает нумеролог, специалист по древним символам Светлана Милолюбова.

Личный жизненный код – цифры, получаемые с даты рождения. У каждой цифры есть свое особое значение. Теория математического анализа судьбы человека позволяет проследить, что даровано каждому из нас судьбой в момент появления на свет.

Особая ментальная связь. По мнению нумерологов, если значения жизненных кодов разных людей схожи, значит, они родственные души и живут похожими жизнями, несмотря на разницу во времени рождения, эпоху, вероисповедование и национальность. Но только некоторые схожие становятся признанными гениями.

Пересечения в судьбах

Это звучит фантастично, но в биографии советского актера Анофриева и классика русской поэзии легко обнаружить поразительные факты, схожесть которых, кроме как мистической, никак не назовешь. Бесшабашная молодость, безумная страсть и любовь к единственной женщине, стихи-предсказания, предательства друзей, дуэли и даже добровольная ссылка, - все, что происходило в первой половине XIX века в жизни Александра Сергеевича, на полтора века позже пережил Олег Анофриев.

Москва, 1953 год. Студия-школа МХАТ готовит очередной капустник. Здесь царит атмосфера дружбы, предвкушения праздника, хохот и веселье. Актерское студенчество – не жизнь, а сказка. Вокруг закадычные друзья.

"Там были такие мальчики – будь здоров! Красавчик Олег Басилашвили. Или, в конце концов, Олег Табаков. Правда, он чуть моложе меня был, но он ничуть не уступал мне тогда, а наоборот даже. Миша Зимин – замечательный актер. Лева Легубанов. Это такие столбы под два метра с хорошими голосами. А я так, фитюлька", - рассказывает Олег Анофриев.

Олег Анофриев ростом не вышел. Зато - главный балагур и юморист труппы. В сочинении стихов и пении ему нет равных.

"Ну, а я этим и брал, конечно, конечно. Ну, да, да, да, да, живчик, конечно же. Пианино – у пианино, все в антракте танцуем, между лекциями ребята танцуют, я шпарю какие-то там на трех нотах. Тогда я одновременно учился играть. У меня же рука одна изуродована левая, поэтому приходилось выкручиваться. Но я как-то…ну, вот всякие капустники, сочинения – вот это было мое", - вспоминает Анофриев.

Фото: ИТАР-ТАСС

Точно так же в 1815 году в Царском селе блистал юный лицеист Александр Пушкин. Здесь горячо любили его творчество, восхищались им и верили в его блестящее будущее.

"Молодой Пушкин был участником литературного кружка "Арзамас". И это была среда совершенно уникальная, новая среда, где люди ощущали себя очень свободными. Не случайно Александр Сергеевич Пушкин писал прощальные стихи в альбом Кюхельбекера. Это идея братства, идея единения молодого поколения", - утверждает историк Игорь Хохлов.

Когда пришла первая популярность и известность, Олегу Анофриеву было всего 25 лет. Комедийная картина о стилягах "Секрет красоты" вышла на экраны страны в 1955 году и рассмешила всю Москву.

После такого успеха взошла звезда Олега Анофриева. Несколько картин в год: "За витриной универмага", "Путешествие в молодость", "В добрый час", а еще театр Моссовета. Олег Андреевич напрочь забыл про личное творчество, забросил стихи и песни. Но вот ведь провидение: именно в этот момент любимый поэт Анофриева Александр Сергеевич Пушкин как будто одернул молодого актера, устроив ему самую главную встречу в жизни.

1958 год. Олег Анофриев договаривается о свидании с очередной поклонницей своего творчества. Она краснеет и говорит, что у нее нет телефона, поэтому оставляет знаменитости номер подруги. Б 9-32-17. Именно эта комбинация цифр навсегда соединила двух совершенно незнакомых людей. С таинственным женским голосом Анофриев проболтал целых два часа. Напоследок на ум вдруг резко пришло: "Встречаемся на Пушкинской площади в семь часов".

В самом сердце Москвы на Пушкинской площади под пристальным взглядом своего любимого кумира, перечитывая: "Ах, обмануть меня не трудно, Я сам обманываться рад", он впервые увидел ее.

"А вот это была любовь с первого взгляда. Я пришел не к ней… увидал и увял. И увянул сразу. И привела подругу. А это была моя жена. Я предпочел подругу и послал подальше девушку, к которой пришел на свидание", - рассказывает Олег Анофриев.

Эта встреча с юной красавицей Натальей в одночасье свела с ума и перевернула с ног на голову всю жизнь уже знаменитого Олега Анофриева. Точно такая же роковая встреча и тоже с юной красавицей Натальей произошла у молодого и скандально известного поэта Пушкина в декабрьский вечер 1828 года. На одном из московских балов поэт впервые увидит Наталью Гончарову, и поймет: "Он пропал".

"Вяземский, который еще не знал о встрече Пушкина и Натальи Гончаровой, писал Тургеневу 9 января 1829 года: "Он что-то все время был совсем не по себе, не умея ни объяснить, ни угадать, что с ним было. И все не узнавал прежнего Пушкина", - говорит Игорь Хохлов.

Нерушимая любовь

Балагур и повеса Олег Анофриев в момент самой первой встречи с Натальей Отливщиковой понял раз и навсегда: "Она – его ангел чистой красоты". "И к великому несчастью своему влюбился, пожизненно влюбился в нее. И до сих пор это продолжается", - утверждает Олег Анофриев.

Страстная и всепоглощающая любовь в одночасье вернула актера к творчеству. Анофриев как будто снова стал 12-летним мальчишкой и с горящими от счастья глазами начал писать песни, которые вскоре запела хором вся страна.

"Да, 65 лет. Представляете, вместе 65 лет. Это уже сроки какие-то американские. Это прекрасно. У меня есть стихотворение, где есть строчки о том, что "я пожизненно влюблен, моя любимая", - говорит Анофриев.

Но даже взаимная любовь, к сожалению, далеко не всегда означает счастливую жизнь. Графиня Фикельмон, впервые увидев Наталью Пушкину в 1831 году, запишет в дневнике:

Фото: ИТАР-ТАСС

"Эта женщина не будет счастлива, я в том уверена. Она носит на челе печать страдания. Сейчас ей все улыбается. Жизнь открывается перед ней блестящая, радостная. Но какую же трудную предстоит ей нести судьбу – быть женой поэта. И такого поэта, как Пушкин"

Невеста классика Наталья Гончарова придется не ко двору. С момента появления в свете о ее красоте и флирте с мужчинами будут ходить бесконечные слухи. Больше века спустя молодая супруга Олега Анофриева тоже придется не ко двору, только уже родителям знаменитого актера.

"Я понял, что моя супруга неприемлема в моей семье. Ну, у нее характер тяжелый. Характер тяжелый у нее, очень тяжелый. А с отцом я уже почти не общался, а он умирал от тяжелой болезни. А у меня росла дочка. У меня была любимая жена. И чувство горечи от того, что они не хотят принимать это. Я старался не появляться там. Где-то перед самой смертью я только увиделся с ним, и все. Ну, в общем, не сложилось. Это, понимаете, это горько", - говорит Олег Анофриев.

Мало кто поверит, но при всей известности, обилии знакомств, невероятной славе и народном обожании у этого талантливейшего человека вообще нет ни друзей, ни добрых приятелей.

"И для меня сегодня не существуют очень известные мои коллеги, друзья – в прошлом. Просто не существуют. Я не знаю где они, что они, живут они, жили или нет. Ну, вижу там по телевизору, что-то там с ними происходит. Я не могу простить измены", - рассказывает Анофриев.

Песню о дружбе из фильма Георгия Данелия "Путь к причалу" Олега Анофриева попросят записать в 1962 году. И опять мистика. Песня станет для него пророческой.

"Я не без греха. Я иногда выпивал и иногда, как говорится, уходил в запой. У меня был друг, с которым мы делили корку хлеба, комнату, - все. У него была очаровательная жена. Все нормально. Но когда в очередной раз я позволил себе, то он просто…а ему жутко нравилась моя жена. Он просто сказал: "Бросай этого алкоголика. Я женюсь на тебе". А жена оказалась кремень. Она тут же прилетела в то место, где я снимался, увидела, что я там гуляю "гуляй, Вася". Привела меня в порядок и сказала: "Давай, возвращайся и кончай с этим, потому что вот так и так-то. Растеряешь всех друзей", - утверждает Олег Анофриев.

После этого случая Анофриев дал клятву: "Брошу пить". Обещание ради чести жены выполнил. Но боль и обида покой не давали. Анофриев решил: "Второй раз такого предательства не вынесет". Он убрал из своей жизни всех оставшихся друзей и уехал из Москвы в добровольную ссылку, - деревню, писать стихи, песни и просто быть с любимой.

"Олег Анофриев – человек как будто не из своей эпохи. Он живет другими идеалами, другими представлениями о жизни. Таким людям не интересно в настоящем. Они в прошлом ищут кумиров, великих личностей, таких как поэты великие, великие полководцы, великие деятели", - рассказывает Александра Псимаг.

Разговоры с Богом

Санкт-Петербург. Набережная реки Мойки, дом 12. 29 января 1837 года. 2 часа 45 минут по полудню. Именно в этот момент сердце Александра Сергеевича Пушкина, отстаивавшего честь любимой жены на дуэли с Дантесом, перестало биться.

170 лет спустя сердце заслуженного артиста РСФСР Олега Анофриева остановилось на глазах у жены, но она, в отличие от супруги великого классика, успела спасти жизнь мужа.

"Все разрезанное. Сердце разрезанное. Оно здесь остывает, а тебе в это время тут зашивают. Потом его ставят на место, ставят клапан, а потом говорят: "Что-то там свищи какие-то остались". А оно бьется. Понимаете. И только можно от счастья, от благодарности писать новую песню. Или новые стихи, чтобы поговорить с Богом. "Будь готов, - сказал мне Бог, - путь земной не вечен! Я сказал: "Всегда готов к нашей скорой встрече". У меня много стихов есть, где я напрямую разговариваю просто с Богом. Иначе я не понимаю себя. Не понимаю себя. Я не делаю себя ровней! Нет, конечно! Я говорю с Богом!", - вспоминает Олег Анофриев.

"Александр Сергеевич Пушкин, как талантливый человек, талантлив во всем. Он не только талантливый поэт или прозаик. Он человек, обладавший совершенно уникальным даром предсказания, в том числе предсказавшего собственную смерть", - утверждает Игорь Хохлов.

Всю свою жизнь Олег Анофриев работал как заведенный. Успевал одновременно делать все и сразу: сниматься в кино, играть в спектакле, петь.

Вместе с его голосом и засыпали, и просыпались, и справляли праздники сразу несколько поколений. Но с каждым годом ему хотелось все больше отдалиться от людей и все глубже погрузиться в волшебный и неизведанный мир творчества. Свою жизнь он поменял резко. Ушел из театра Моссовета, потом из кино. Хотя снялся почти в 60 фильмах.

"Я за себя дрался всегда сам. Или не дрался и уходил. Были моменты, когда я уходил с таких должностей, как говорится, с которых не уходят. Я себе столько нагадил, извините за выражение, своим характером, что больше не бывает. Иногда такое хорошее денежное дельце "прокакиваешь", что…потому что характер. Настаиваешь на своем, а режиссер говорит: "Кто здесь хозяин – я или ты? Ну, хозяйствуй ты, давай. Таких как Анофриев я найду 20 человек". Я говорю: "Ну, ищи, до свидания", - вспоминает Олег Анофриев.

Анофриев признается: он не командный игрок. Он – волк-одиночка. Ему всегда было легче уйти красиво и быть вольным художником, чем пресмыкаться перед кем-то.

"Я как-то выкручивался. Я беру трех человек, мы берем в зубы гитару, баян, и едем к черту на рога, там, где народ более-менее богато живет и скучает по песням. А нас было мало. Поэтому принимали, как людей с Луны, пришельцев", - рассказывает Олег Анофриев.

Фото: ИТАР-ТАСС

После тяжелейшей операции на сердце Олег Андреевич живет, как он говорит, в добровольной ссылке. Как когда-то Пушкин наблюдал Болдинскую осень, Анофриев вот уже десятый год восхищается Козинской.

"Я надел крест. И во мне что-то стало меняться, потому что он стал присутствовать рядом со мной. Я стал задумываться о жизни, о своих поступках, о своих возможностях, о своих способностях или наоборот, бездарности. Я стал думать о жизни", - считает Анофриев.

Вселенная бесконечна

По мнению астрологов и нумерологов все события в нашем мире цикличны. Все имеет свое повторение и продолжение. Современные психогенетики, метафизики и психологи склоняются к теории, что Вселенная – это не что иное, как думающая материя. Это она сама выбирает, кого из нас и чем наградить. В настоящий момент ученые приблизились к разгадке величайшего секрета – природы человеческой одаренности.

"Если человек знает, как устроена Вселенная, если он знает, как работают в ней законы, то он совершенно четко может предсказывать свое будущее. Именно свое будущее. И даже будущее большого общества, может быть даже целой страны", - говорит Елена Минькина.

Современные философы Йогин Хабермас и Карл-Отто Апель в 2012 году высказали гипотезу: Вселенная со всем, что в ней есть и со всем, что в ней существовало когда-то, включая нас самих, в действительности является гигантской целостной системой, в которой все неразрывно взаимосвязано.

Божественная матрица действует как огромное космическое зеркало, позволяющее нам материализовать любые энергии и связывать между собой прошлое, настоящее и будущее, ушедшие эпохи и любые новые воплощения времени. Это значит: обмен энергией и мыслями с людьми, жившими за сотни лет до нас, внезапные озарения и вдохновения, вещие сны и путешествия в параллельные миры, - все это становится более чем реальным.

"Самое главное у меня событие произошло: я 80 лет ждал продолжения моего рода мужского. У меня одни бабы всю жизнь. Одни. И только два года тому назад внучка родила правнука. Назвали его Олегом. Крестили в Оксинино. А это поставило все на свои места, понимаешь. Все. И все мои сомнения, и все мои неправильные мысли по поводу бренного существования. Все поставило на свои места. Я жив. Как ген. Как клон", - утверждает Анофриев.

С появление правнука Олег Анофриев выработал свою теорию на счет жизни и смерти. Теперь он спокоен. На этой земле есть, кому продолжить его дело.

"Это же целая эпоха для семьи. А мой клон! Клоник, который, может быть, вырастет тоже в талантливого человека. "Я это же пророчу и тебе", - у меня в стихотворении строчка к маленькому. Чтоб он был лучшим в нашем роде. Не такой уж великий род, но род", - рассказывает Олег Анофриев.

"У меня, например, такое поверье есть, к сожалению, не очень приятное для меня, которое предсказывает мне быстрый, довольно скорый уход, - это семилетний цикл. О нем часто говорят. Семилетний цикл. Так вот, я размениваю последний 12-й семилетний цикл. Я уже просчитал-высчитал все. И если это совпадает, то печальный-печальный конец. Я православный человек. Православные люди, верящие в Бога, наизусть знающие Евангелие и прилично зная Библию, они знают, что такое смерть. Что же так грустить-то? Они знают, куда они уходят", - добавляет Анофриев.

Откуда появляются стихи? Однозначный ответ на этот вопрос он не знал, 12-летним мальчишкой чиркая первые строчки. Как до конца разгадать великую тайну творчества не знает и сейчас – в свои солидные 84 года. Но главное, что единственный кумир и самый преданный друг Олега Анофриева Александр Сергеевич Пушкин показал своим личным примером: желательно оставить на этой земле что-то хорошее в назидание потомкам.

"Где могут жить гении? Вон там! Может быть, чего-нибудь сварганим! Может быть, что-то придумаем, какое-нибудь стихотворение, которое ты там услышишь от меня", - говорит Олег Анофриев.