Форма поиска по сайту

Антон Мазуров рассказал о творческом методе режиссера Йориса Ивенса

This browser does not support the video element.

В Центре документального кино 26 февраля состоялась вторая лекция Антона Мазурова, посвященная голландскому режиссеру-документалисту Йорису Ивенсу, который оказал существенное влияние на развитие неигрового кино. Мероприятие прошло в рамках курса "История Киноглаза: авторские способы документирования реальности и прошлого".

Йорис Ивенс - (18 ноября 1898 - 28 июня 1989) - голландский режиссер документального кино. Родился в Неймегене в семье владельца сети фотомагазинов. Свой первый фильм он снял еще в школьные годы. Это была любительская картина "Вигвам" в жанре вестерн.

После службы в армии он изучал право в Роттердамском экономическом колледже, но вскоре увлекся фотохимией, устройством камеры и объективов.

Вдохновленный просмотром фильма В. Пудовкина "Мать", в 1926 году Йорис Ивенс основывает общество "Фильм-лига" для продвижения кинофильмов, по политическим и художественным причинам не распространяемых в Нидерландах, и начинает снимать картины авангардного направления.

Первые два фильма "Мост" (1928) и "Дождь" принесли режиссеру успех, и он стал получать заказы от Рабочего союза строителей Голландии. Дальнейшее кинопроизводство было организовано на фирме отца.

Для Рабочего союза была выпущена серия фильмов под общим названием "Мы строим" (1930), из которых кинокритики оценили по достоинству картины "Зейдер-Зе", рассказывающие о том, как у моря отвевывается земля для сельскохозяйственных нужд, и фильм Philips Radio (1931), снятый на заводе Philips.

В 1932 году Ивенс приезжает по приглашению Всеволода Пудовкина в СССР, где снимает "Песнь о героях" (1932), фильм о строительстве завода в Магнитогорске, раскритикованный за отход от принципов социалистического реализма.

Возвратившись в Европу, Ивенс переделал материал, использованный для "Зейдер-Зе", в более радикальный фильм "Новая земля" (1933), в котором заклеймил жадность капитализма. Более близким к марксизму стал его следующий фильм о забастовке бельгийских шахтеров Misère au Borinage (1934) и версия этого же фильма, снятая позже в СССР.

Некоторое время Ивенс жил в США, где снял политическую картину о гражданской войне в Испании The Spanish Earth (1937). Но самой успешной лентой американского периодв считается фильм Power and the Land (1941), повествующий об электрификации сельских районов США и связанный с идеологией Нового курса Рузвельта.

Вскоре голландское правительство отправило режиссера в Индонезию для съемок освобождения страны от японских войск, а тем временем американцы аннулировали его визу за связь с коммунистами. Фильм "Индонезия зовет!" увидел свет в 1946 году.

Позже было снято еще много кинолент коммунистической направленности в Париже, Латинской Америке, Африке и Китае.

Йорис Ивенс был признан кинокритиками одним из величайших художников-документалистов. Он был свидетелем многих поворотных событий истории. Совершенно не интересуясь депрессивными аспектами человеческой деятельности, Ивенс восхищался борьбой человечества, его строительством и творчеством.

Режиссер был приверженцем направления синема верите. Основные мотивы творчества: человек за работой, человек, борющийся с природой и социальным угнетением.

Авангард (фр. Avant-garde, от фр. avant - перед и фр. gard - охрана, гвардия) - направление в развитии кинематографа, возникшее в 1920-х годах во Франции, в противовес коммерческому кинематографу.

Термин иногда используется как синоним понятия экспериментальный кинематограф, однако имеет и более узкое, исторически сложившееся значение. Киноавангард характеризуется использованием новаторских средств выражения, экспериментальным подходом к художественному творчеству, часто выходящим за рамки классической киноэстетики, и тесным образом связан с общеноваторскими тенденциями в театре, живописи и литературе.

Деятельность киноавангардистов сопряжена с разработкой теории кинематографа (киноязыка), основанной на теории других искусств.

Всеволод Илларионович Пудовкин – (16 февраля 1893 – 30 июня 1953) – советский кинорежиссер, актер, сценарист и педагог. Учился в Первой государственной школе кинематографии при Всероссийском фотокиноотделе Наркомпроса (ныне - ВГИК) в студии Льва Кулешова на режиссерском факультете.

С 1925 года работал на студии "Межрабпом-Русь" (с 1936 года - "Союздетфильм", с 1948 года - киностудия имени М. Горького). В 1926 году Пудовкин вместе со сценаристом Н. А. Зархи и оператором А. Д. Головня снял фильм "Мать" по одноименному роману М. Горького. Эта картина стала одной из лучших лент советского кинематографа. Следующая его работа - "Конец Санкт-Петербурга" (1927) - также принадлежит к лучшим достижениям киноискусства. Третьим шедевром Пудовкина считается картина "Потомок Чингисхана" (1929).

Пудовкин выпустил книги - "Кинорежиссер и киноматериал" (1926), "Киносценарий. Теория сценария" (1926) и "Актер в фильме" (1934). Все эти издания до сих пор служат источником информации для студентов кинематографических вузов.

Помимо насыщенной кинематографической деятельности, Всеволод Пудовкин преподавал во ВГИКе на режиссерском факультете, а с 1950 года стал профессором.

Синема верите (фр. cinéma vérité - досл.кино-правда), термин, обозначающий экспериментальное направление, первоначально сформировавшееся в документалистике Франции, связанное с обновлением выразительных и повествовательных возможностей кинематографа, возник во французском кинематографе конца 50-х - 60-х годов. Впервые употреблен социологом и теоретиком кино Эдгаром Мореном.

Термин представляет собой дословный перевод на французский язык названия известной серии отечественных документальных фильмов "Киноправда" (1922 - 1924), выпущенных объединением КИНОКи, возглавляемым Дзигой Вертовым. "Смысловое поле" термина синема верите включает несколько уровней. Во-первых, это "метод съемок документальных и художественно-документальных фильмов, основанный на развернутых интервью и наблюдении за реальными или искусственно провоцируемыми ситуациями". Кино здесь воспринимается как "инструмент социально-психологического анализа", в котором фигура героя (особенно в документалистике) становится чрезвычайно активной и расширяет возможности в реализации авторского замысла" ("Я - негр", 1958, реж. Жан Руш).

Автор получает возможность вместо ориентированного на массового зрителя кинорепортажа создать более сложный кинодокумент, например фильм-эссе, эквивалент литературной эссеистики ("Без солнца", 1983, реж. Крис Маркер).

Во-вторых, движение синема верите возникает в конкретных социальных, культурных и экономических условиях и тесно связано с развитием, например производственной базы. Расцвет этого направления в 60-е был в немалой степени обусловлен "появлением легкой и бесшумной съемочной и звукозаписывающей аппаратуры, высокочувствительной пленки". Близкие синема верите черты обнаруживаются в работах представителей английского "свободного кино" 50-х, а формальные и содержательные предпосылки возможно усмотреть в кинематографе неореализма послевоенной Италии.

Антон Мазуров - арт-кино куратор, историк кино, кинокритик, кинодистрибьютор и преподаватель. Родился 21 ноября 1968 года в Москве. Учился в Московской Медицинской академии им. Сеченова. В 1998 году окончил киноведческое отделение сценарно-киноведческого факультета ВГИК (мастерская Л.Зайцевой и Л.Маматовой). Работал в Центральном музее кино, был кинообозревателем "Независимой газеты", сценаристом программы "Это кино". Публиковался в журналах "Искусство кино", "Видео АСС", Premiere (Россия), "OM", "Меню удовольствий", Total Film, Play, "Итоги", "Кинопарк", газетах "Русский телеграф", "Независимая газета", Action!, Газета.Ru, YTRO.ru, Arthouse.ru, "Время МН", "Сегодня", Rolling Stone и др.

С 1998 по 2000 год работал директором по PR и рекламе прокатной компании "Ист-Вест" (ныне - UIP). Один из авторов манифеста артхаусного проката в России "ПРОЕКТ 35" (2000), реализованном с 2000 года в кинотеатре "35 ММ" в Москве. С 2000 года - креативный директор российской кинопрокатной компании Cosmopol Film Distribution (ныне - ООО "Кино без границ"). С 2004 по 2009 годы был вице-президентом и креативным директором российской прокатной компании "Кино без границ" и ее учредителя - шведской кинокомпании Maywin Media AB.

В мае 2009 г. вместе с Сергеем Ливневым создал продюсерскую и дистрибуционную арт-кинокомпанию "ЛеопАРТ" и информационный портал об арт-кино KINOTE. В 2010-2011 годах был программным директором фестиваля современного арт-кино "2morrow/Завтра", основанного Иваном Дыховичным.

2012 год вместе с продюсером Евгением Гиндилисом посвятил созданию и проведению в октябре первого российского международного кинорынка Red Square Screenings (RSS) в партнерстве к каннским Marche du film.

В январе 2013 года создал международную компанию ANT!PODE Sales & Distribution для продажи кинокартин (в первом пакете компании - "Географ глобус пропил" Александра Велединского, "Небесные жены луговых мари" Алексея Федорченко, "Искупление" Александра Прошкина, "Интимные места" Натальи Меркуловой и Алексея Чупова).

Читает лекции в московском филиале New York Film Academy. Параллельно работает над сценарием собственной игровой полнометражной картины.

Анна Лебедева