Форма поиска по сайту

Поколение "электроников": как новые технологии влияют на детей и образование

Фото: m24.ru / Игорь Иванко

Сегодня инновационные разработки мобильных устройств, планшетов и ноутбуков презентуются по несколько раз в год. Недавно компания Apple выпустила новую операционную систему iOS 9.3, которая, как ожидается, стать полезной в учебе даже для самых маленьких школьников. Программисты обещают, что теперь у студентов и учащихся школ появится еще больше возможностей для организации учебного процесса, а учителям станут доступны новые инструменты контроля успеваемости и работы с домашними заданиями. Компания Samsung полтора года назад представила линейку специальных детских планшетов и продолжает добавлять в нее новые устройства. А компьютеры Lenovo и HP в своей рекламе всегда подчеркивают, что такой ноутбук в учебе незаменим.

Но как быть в той ситуации, когда стоимость гаджета достигает среднемесячной зарплаты родителя? У таких технических достижений есть и обратная сторона: дискриминация среди учеников из-за того, что не каждый может позволить себе новейшие устройства, психологическая зависимость от телефонов и планшетов, о которой постоянно твердят детские психологи, да и, в конце концов, больше поводов отвлекаться от процесса учебы на игры, интернет и различные настройки и приложения, которые открывают каждый день все новые и новые возможности.

Фото: m24.ru / Роман Балаев

В новой системе, которую Apple выпустила в начале года, появились функция "Общий iPad", приложение "Класс" и "Школьный менеджер". То есть теперь можно будет не просто вести электронные дневники и доносить замечания до родителей, но также делиться учебными материалами и пособиями. А как быть тем детям, у которых планшетов или смартфонов вообще нет? Они останутся в изоляции от учебных и внутришкольных процессов. Видимо, сегодня мы вынуждены жить в условиях жесткой маркетинговой борьбы, при которой самым эффективным оружием становится приучение ребенка к функциям и технологиям, с которыми они впоследствии проведут всю жизнь. За детьми будущее, поэтому их привычка – залог процветания бизнеса.

Фото: ТАСС / Артем Коротаев

В этом и заключается весь ужас и вся гениальность маркетингового хода производителей компьютерной техники. Это не случайный шаг, а продуманная стратегия: если приучить ребенка к технике, то, став взрослым, он уже не будет представлять без нее своей жизни.

В 2012 году компьютерами были оснащены первые классы 180 школ, в 2011 году – еще более полутора тысяч. С 2012 года возможность пользоваться компьютерами получили и ученики вторых классов. Поставка в школы дорогостоящей компьютерной техники происходит в рамках перехода на новый стандарт для младших классов, который подразумевает обучение детей в цифровой или электронной среде: электронный дневник, электронные учебники, электронный журнал. Кроме того, эта стратегия стала частью госпрограммы "Наша новая школа", которая была рассчитана на четыре года, с 2012-го по 2016-й.

Психолог Катажина Срочиньска утверждает, что сегодня привыкание к гаджетам у детей может начинаться с шестимесячного возраста. Некоторые родители видят в этом средство отвлечения ребенка, то есть наделяют планшеты той функцией, которая раньше была у книг и мультфильмов. Теперь же, придя в первый класс, дети уже более технически грамотны, чем учителя старой школы. Чтобы не отставать от малышей, только за первый год программы 3500 учителей прошли специальную техническую подготовку.

Фото: m24.ru / Игорь Иванко

Среди обязательных навыков для всех учителей младших классов есть такие программы, как "ПервоЛого" – для иллюстрации сочинений мультфильмами, визуализации литературных героев, физических и химических экспериментов и подготовке математических задач; "Матрешка" – для проверки усвоения уроков; "Живая математика" – для демонстрации геометрических фигур; программа "Живое слово", которая помогает улучшить письменную речь ребенка через устную.

Учитель начальных классов московской средней образовательной школы № 118 на Ломоносовском проспекте Дина Ничипорова рассказала, что на самом деле многие московские школы оснащены MacBook, а не только спецшколы или лицеи. В действительности каждый педагог допускался до работы только по окончании курсов технической подготовки.

Фото: ТАСС / Юрий Белинский

"На мой взгляд, все, конечно, зависит от самой школы, а вернее, от ее месторасположения и социального круга детей. В ЦАО в хороших школах у практически всех детей есть мобильные телефоны, и в большинстве случаев это iPhone. В каких то школах это допускают, в каких то – нет, но во время уроков телефон в любом случае должен быть выключен и лежать в портфеле. На уроке дети в них не играют, не отвлекаются, и тем более им никто не звонит. Он, скорее, нужен для того, чтобы после окончания занятий дети могли созвониться с родителями: кто сам ходит домой и звонит родителям после уроков, чтобы те не волновались, или – если родители, которые встречают детей, опаздывают, – чтобы ребенок не переживал, – рассказала она. – Также у многих детей есть личный iPad, и они очень умело начиная с 1-го класса им владеют, могут найти любую нужную информацию в интернете, установить приложения и так далее. Хотя, конечно, такие планшеты есть далеко не у всех, а на тех, у кого они есть, родители порой жалуются, что дети, нарушая запреты, злоупотребляют ими, то есть превышают время, разрешенное родителями для игр. В школе игры на любых гаджетах, конечно же, не приветствуются. Но можно сказать точно, что все дети их хотят. И это, наверное, самый популярный подарок, о котором дети просят Деда Мороза на Новый год."

Фото: apple.com

Когда подобные устройства появляются у одного ребенка, то многие захотят иметь такие же возможности для игр, развлечений или получения знаний. И наверное, самым верным шагом будет направить это желание в образовательное русло, тем более что для этого есть все необходимое. Сегодня смартфоны и планшеты предлагают огромный выбор образовательных приложений – от словарей и электронных книг до графических редакторов и музыкальных энциклопедий. Но если интернет с утра до вечера будет выдавать детям рекламу, а текстовые редакторы править грамматические ошибки, то это лишит детей необходимости думать, делать выбор и принимать самостоятельные решения. Поэтому то, как именно ребенок будет использовать компьютеры, планшеты и телефоны, пойдут ли технологии во благо разуму и развитию или нет, зависит от его родителей.