Кадр из фильма "Терминатор-5: Генезис". Фото: imdb.com
Накануне выхода новой серии "Терминатора" m24.ru попросил прокомментировать феномен саги исследователя творчества режиссера Андрея Тарковского – киноведа Валерия Богачева.Когда выдающийся американский кинорежиссер Джеймс Кэмерон отказался от идеи съемок третьей части легендарного фильма о Терминаторе, многие поклонники кино восприняли это как должное. Большинство здравомыслящих людей и специалистов прекрасно понимали, что решение выдающегося мастера имело более чем весомые основания: создание нового фильма, хотя бы сопоставимого с первыми двумя и особенно со второй частью, объективно было делом практически невозможным. Делать же картину заведомо более низкого уровня маэстро, конечно же, просто не мог себе позволить.
В частности, из уважения к зрителям, ради которых он и создавал свои шедевры. Подтверждение тому – спрос на похождения злых и добрых визитеров из будущего, как в разнообразных ретроспективах, так и на сегодняшнем видеорынке. "Терминаторы" неоднократно переиздавались в разнообразных версиях, с самыми необычными бонусами, подробными комментариями, во всевозможных форматах качества. И это мы еще не говорим об индустрии по производству мерчандайзинга, всех этих брелоках, игрушках и футболках, также приносящих очень солидный доход.
Кадр из фильма "Терминатор-5: Генезис". Фото: imdb.com
Известно, что сам Кэмерон по выходе прорывных первых двух серий не сразу смог расстаться с любимым детищем, принесшим ему настоящую мировую славу, и в течение долгого времени пытался найти возможности для постановки третьей части. Однако, не найдя, по его собственным словам, сценария для достойного продолжения сюжета, принял непростое, но ответственное решение отказаться от попыток дальнейшей работы над проектом. Тогда Кэмерон заявил, что "не желает срывать банк на средства фанатов франчайза", чем лишний раз продемонстрировал подлинный уровень своего таланта.
Его примеру последовали некоторые главные участники создания первых частей фильма: девятикратный (!) обладатель премии "Оскар" за спецэффекты, один из трех специалистов, в этой области удостоенных звезды на голливудской "Аллее славы" Деннис Мьюрен, великолепный кинооператор польского происхождения Адам Гринберг, а также обладатель семи премий "Оскар" в области звукового дизайна Гэри Райдстром. Решение этой творческой команды практически сводило на нет возможности альтернативного продолжения работы над последующими частями фильма – найти им замену было делом заведомо невозможным.
Это подтвердили третья и четвертая части фильма, оказавшиеся абсолютно несопоставимыми с первыми двумя ни по рейтингам, ни по сборам как в кинопрокате, так и на видеорынке. А участие в съемках четырежды оскароносца и действительно выдающегося мастера визуальных эффектов и грима Стэнли Уинстона явилось, пожалуй, одной из немногих причин, спасших их от, возможно, гораздо больших неудач, чем это произошло в действительности.
Кадр из фильма "Терминатор-5: Генезис". Фото: imdb.com
Джеймс Кэмерон полагал, что сказал все, что хотел, в первых двух фильмах, однако на одной из пресс-конференций он неожиданно заявил, что возьмется за его продолжение при двух условиях: в нем сыграет одна из его бывших жен, актриса Линда Хэмилтон (исполнительница роли Сары Коннор), а все права на бренд "Терминатор" будут отданы ему в руки.
Хэмилтон в свою очередь отказывалась сниматься без Кэмерона, а также была недовольна "написанным без души" сценарием и не хотела оставаться актрисой одной роли. В итоге "Терминатор-3: Восстание машин" был снят Джонатаном Мостоу, старавшимся изо всех сил, но в итоге все же не нашедшим новых оригинальных идей. Права на франшизу были получены новой группой от Кэмерона лишь спустя почти десять лет под большим давлением продюсера первых двух частей Марио Кассара, имевшего, в отличие от режиссера, свои резоны для продолжения работы над фильмом, но результат вышел слабым.
Сам же сэр Джеймс Кэмерон в 1994 году взялся за съемки шпионского комедийного боевика "Правдивая ложь", превысившего бюджет почти в четыре раза и ставшего настоящей отдушиной для Арнольда Шварценеггера после провала "Последнего киногероя". Затем последовали грандиозные "Титаник" и "Аватар", сумевшие не только первыми в истории мирового кино превзойти рубеж по сборам в прокате, но и открыть новых актеров.
Кадр из фильма "Терминатор-5: Генезис". Фото: imdb.com
Примечательно, что в неубедительных продолжениях "Терминатора" отразилась одна из основных скрытых сюжетных коллизий самого фильма и вместе с тем давно известная большая научная и культурно-историческая проблема, названная выдающимся отечественным ученым, энциклопедистом конца XIX века Владимиром Ивановичем Вернадским "эффектом прокариота". Суть затрагиваемой проблемы – в изучении глубинной внутренней диалектики, существующей между развитием техносферы и определенной деградацией человеческого сознания. Неожиданно именно этому посвящены оба не просто научно-фантастических, но и в высшей степени религиозно-философских фильма любимого режиссера Кэмерона – Андрея Тарковского – "Сталкер" и "Солярис", пускай они и не добились такого коммерческого успеха. Все-таки все это происходило в совершенно другом времени и мире, но вспомним диалог Писателя и Сталкера в одном из важных эпизодов картины Тарковского: "Все эти ваши домны, колеса и прочая суета-маета, чтобы поменьше работать и побольше жрать, – это ведь все костыли и протезы…"
Кадр из фильма "Сталкер". Фото: imdb.com
Итог: терминаторов можно понаделать еще много, причем не только в кинореальности, как мы видим "кибердайн" – грозное развитие техники – не всегда лежит в области одной лишь научной фантастики.
Не об этом ли диалог астронавтов Криса и Снаута о загадочной Хари, чье происхождение – одна из интриг "Соляриса" ("Но я люблю ее!" – "Которую: эту или ту, в ракете?" –"Возможно бесконечное число двойников!").
Получается, что проблема не в развитии или деградации техники, а в девальвации человеческого сознания, находящегося в прямой зависимости от техники, создаваемой при помощи человеческого разума, что невольно и продемонстрировало создание новых частей "Терминатора", оказавшихся крайне неубедительными, превратившимися в механическое копирование яркого оригинала. Отсутствие новых, мощных, ярких сценарных идей и ходов невозможно компенсировать даже филигранным использованием новых технологий. Дело в конечном счете совсем не в них, а в уровне таланта людей, создающих продукт высшей пробы, и в кинематографе это проявляется особенно отчетливо.
Может быть, с новым фильмом "Терминатор-5: Генезис" выйдет иначе? Я планирую посмотреть.
Валерий Богачев