Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Фото: Сергей Бирюков
В начале сезона в Большом зале консерватории вагнеровский бас Рене Папе исполнил фрагменты, конечно, из опер Вагнера и поразил чувством стиля и космической силой звука. Московская филармония провела серию интереснейших барочных концертов. Среди них – опера Генделя "Ксеркс" (не помню, звучала ли она когда-либо раньше в России). Камерный оркестр MusicaViva и интернациональный состав солистов исполнили раннюю кантату Генделя "Ацис, Галатея и Полифем". В концерте принимал участие изумительный молодой певец Морган Пирс. Австралийскому бас-баритону всего 26 лет. Можно предсказать ему блестящее будущее в мировой оперной иерархии. Невозможно не отметить вечер ансамбля Филиппа Херревеге Collegium Vocale Gent. На вопрос о лучшем интерпретаторе музыки Баха Херревеге без ложной скромности называет себя. В этом с ним трудно спорить, потому что был эталонный Бах во всех отношениях. Еще один яркий концерт – "Роберто Девере" Доницетти с Мариэллой Девиа (бельканто ювелирной выделки!). На осеннем фестивале Российского национального оркестра исполнили ораторию "Сотворение мира" Гайдна и редкую для нас оперу Россини "Эрмиона". Из событий последнего месяца хочется отметить концерт Юлии Лежневой с произведениями Генделя, Порпоры и Грауна. Барочных певиц такого уровня, когда голос звучит, словно музыкальный инструмент, в мире мало.Фото: julialezhneva.com/
В январе в 19-й раз прошел фестиваль "Возвращение", который объединяет известных музыкантов, сделавших карьеру в Европе. Каждый год они собираются вместе, чтобы возвратиться в российское музыкальное пространство и сыграть для наших слушателей. В январе 2017 года фестиваль отметит 20-летний юбилей.Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Большой шум вызвал Теодор Курентзис: летом он представил свое видение Шестой симфонии Малера. Курентзис заявил, что симфония, вопреки ее реноме, не трагическая, и попытался это доказать. Мнения слушателей оказались неоднозначными – от фанатически-восторженных до резко отрицательных. Концерты пермского дирижера всегда проходят с аншлагами, привлекая, в том числе, и публику, которая аплодирует между частями симфонического произведения. Что поделаешь? Курентзис, со всем его недюжинным талантом, стал еще и модным.Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Прошел ряд заметных оперных премьер. В "Фаусте" Новой оперы режиссер Екатерина Одегова и драматург Михаил Мугинштейн нашли интересный подход к материалу, воплотив достаточно очевидную вещь, до которой, тем не менее, прежде никто не додумался. Спектакль Новой оперы связан с булгаковскими мотивами. Ведь "Фауст" Гуно был любимой оперой Булгакова, и это повлияло на роман "Мастер и Маргарита". Премьера "Манон" в Большом театре в любопытной постановке Адольфа Шапиро примечательна участием Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова. Они подошли к спектаклю с большой ответственностью, без малейших признаков звездной болезни. И спели, конечно, на звездном уровне.Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Много споров вызвала "Катерина Измайлова" в то же Большом театре. Джон Дашак и Надя Михаэль блестяще исполнили главные партии, однако были вопросы к режиссерской и дирижерской трактовке. По мнению многих зрителей, Римас Туминас и Туган Сохиев слишком смягчили жизненные "низы" в партитуре Шостаковича. Недавняя премьера Большого – "Билли Бадд" в копродукции с Английской национальной оперой – одна из лучших постановок последних лет. Ее сделали дирижер Уильям Лейси и режиссер Дэвид Олден. Действие перенесено из XVIII века в наши дни, и авторы раскрыли универсальность проблем, актуальных для любой эпохи в том числе и евангельские мотивы, заложенные в фабуле. Певцы двух стран, оркестр и хор Большого театра справились с Бриттеном на ура. После этого спектакля выходишь из театра другим человеком.Фото: stanmus.ru
В сентябре прошли гастроли театра Ла Скала. Опера "Симон Бокканегра" как спектакль вызвала много нареканий. Впрочем, за дирижерским пультом стоял Риккардо Шайи, и оркестр звучал прекрасно. Зато ярко выступил в Москве Екатеринбургский театр оперы и балета, который привозил на "Золотую маску" номинированный спектакль – оперу Гласса "Сатьяграха" о Махатме Ганди. Постановка такой сложной партитуры в региональном театре – художественный риск, который себя полностью оправдал.Фото: m24.ru/Александр Авилов
Россиниевский тенор Максим Миронов, широко востребованный европейскими театрами, привез проект, связанный с музыкой Беллини. Певец, сам похожий на композитора-романтика, построил программу не на фрагментах из известных опер, а на камерных "салонных" песнях, и это было исполнено в салоне Московского музыкального театра. Вдобавок он оказался прекрасным рассказчиком, а не только дивным певцом бельканто.Фото: facebook.com/shadronov
Первую половину сезона очень активно работали все московские музыкальные театры. Прежде всего, конечно, Большой, причем в "оперном направлении", что приятно, поскольку в предыдущие годы его балетные успехи оказывались заметнее. И самая громкая премьера – безусловно, "Манон" Пуччини, важная не только фактом участия в спектакле Анны Нетребко, дебютировавшей (как это ни странно) в Большом только теперь, но и интересным примером содружества мэтра драматической режиссуры Адольфа Шапиро со сценографом совсем другого поколения и направления – Марии Трегубовой. Можно спорить, насколько музыкальная и визуальная стороны постановки адекватны друг другу, но полноценная (не дутая) сенсация случилась. Менее резонансная, но объективно не менее значимая оперная премьера Большого – "Билли Бадд" Бриттена, спектакль, выпущенный на Новой сцене театра.Фото: facebook.com/pg/bolshoitheatre
В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко появилась свежая "Пиковая дама" (прежняя, державшаяся в репертуаре с 1970-х годов, несколько лет назад сошла со сцены), несомненная удача режиссера Александра Тителя и сценографа Сергея Бархина, интереснейшая, в чем-то неожиданная работа дирижера Александра Лазарева. Из ансамбля солистов хочется выделить великолепную Ксению Дудникову в партии Полины.Фото: facebook.com/Operapokrovsky
За считанные месяцы московская афиша обогатилась едва ли не десятком названий мюзиклов – и лицензионных, и оригинальных. В первую очередь я бы выделил "Анну Каренину" в Московской оперетте, "Гордость и предубеждение" в МХТ и ремейк бродвейского блокбастера "Бал вампиров".Фото: facebook.com/Russian_National_Orchestra-RNO
Еще один симфонический коллектив, Госоркестр имени Светланова выдающимися программами отмечает свой 80-й сезон. И пусть премьеры опусов Ефрема Подгайца и Александра Вустина, приуроченные к юбилею, могут вызвать некоторый скепсис, в целом оркестр подтверждает свои ведущие позиции. Заслуга в том, однозначно, руководителя коллектива Владимира Юровского (имею в виду концерты с его непосредственным участием, потому что были и другие). При этом стоит отметить, что 80-летие оркестра не было "осенено" официозными речами, вручением почетных грамот, присутствием чиновников в зале – по сегодняшним понятиям это, увы, выглядит почти как "черная метка" Юровскому с его бескомпромиссной репертуарной политикой и человеческой позицией. Еще один проект Юровского я бы вообще назвал главной музыкальной сенсацией уходящего года – фестиваль актуальной музыки "Другое пространство" с концертным исполнением оперы Адамса "Эль Ниньо" и уникальными оркестровыми программами, "прираставшими" днями и вечерами менее масштабными, но по-своему значительными камерными концертами экспериментального формата.Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Празднование 150-летия Московской консерватории запомнилось не столько официальными мероприятиями, сколько исключительным историческим камерным концертом в Малом зале, где за один вечер выступили квартеты имени Бородина и имени Прокофьева, Дмитрий Ситковецкий в дуэте с Ниной Коган, Владимир Сканави, Елена Ревич и другие выдающиеся музыканты.Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Крайне несправедливо обойти вниманием камерные концерты, притом что, очевидно, события на крупных площадках в большей степени на виду, и мало что затмит сольное выступление Юлии Лежневой с изысканной барочной программой. Это, может быть, лучший из ее московских концертов за все годы (тем более что на следующий сезон ее приезд пока не запланирован вовсе) или концертное исполнение оперы "Фауст" с участием Ильдара Абдразакова и Василия Ладюка. Но не менее значимыми оказались концерты редко приезжающих в Москву скрипача Гидона Кремера вместе с Кларой Джуми Кан в рамках "Декабрьских вечеров" Пушкинского музея (они представили абсолютно уникальную программу, сыграв, в частности, один из последних опусов крупного авангардиста Луиджи Ноно, посвященный Тарковскому), виолончелиста Ивана Монигетти в МЗК, а также пианиста Вадима Холоденко, который под конец года, будто следуя примеру Михаила Плетнева, тоже дважды выступил в МЗК – сначала с сольной фортепианной программой, а затем в качестве аккомпаниатора.Читайте также