Приобретение билетов в Большой театр стало настоящим испытанием для любителей балета. Все, кто под Новый год захочет воочию увидеть легендарного "Щелкунчика", неизбежно столкнутся с театральными спекулянтами/ Почему возникла эта проблема и как с ней бороться, узнали корреспонденты телеканала "Москва 24".
Театралов, которые каждый год отстаивают огромные очереди в кассы, чаще всего ожидает разочарование. Билеты на спектакли Большого исчезают за считанные часы и обычно бывают распроданы на два месяца вперед. Чтобы успеть приобрести весьма недешевый, но такой желанный билет в главный столичный театр, горожане готовы пойти на многое: занимают очередь с пяти часов утра, составляют неофициальные списки и отмечаются в них в течение недели.
Несмотря на это, спекулянты нередко оказываются в авангарде очереди. Действуя слаженными командами, они скупают лучшие места, а затем перепродают их целым рядом, у колоннады, но уже с огромной наценкой.
Стартовая цена – семь тысяч рублей. За эту и так немалую сумму можно купить билеты на верхний ярус, где, по словам самих же торговцев, почти ничего не видно. Билеты в партер по прейскуранту уличных продавцов обойдутся в двадцать пять или даже тридцать тысяч рублей, то есть вдвое больше их номинальной стоимости.
Популярной альтернативой традиционным театральным кассам являются электронные билеты. Однако их также можно найти не на сайте Большого театра, а только на интернет-ресурсах "билетной мафии".
В преддверии новогодних праздников наиболее востребованным спектаклем Большого театра неизменно остается балет "Щелкунчик". Спекулянты превратили его в настоящую "золотую жилу", увеличив цены не в пять и даже не в десять, а в пятьдесят раз.
По свидетельствам самих москвичей, еще в сентябре билеты в партер продавались на сайте за шестьдесят тысяч рублей, и это далеко не предел. Из-за астрономических цен многим любителям театра пришлось расстаться с мечтой лично попасть в Большой на самый новогодний балет, ограничившись просмотром видеозаписи спектакля.
Существует ли способ положить конец махинациям театральных спекулянтов? Попытки пресечь или хотя бы ограничить их деятельность предпринимались неоднократно.
В марте 2015 года руководство Большого театра начало активно бороться с перекупщиками при помощи особых бумажных браслетов с номерами. По замыслу инициаторов этой меры, браслеты должны были помочь упорядочить очереди в кассы, чтобы в них не появлялись "лишние" покупатели. "Мы взяли опыт банков, когда люди подходят, они получают соответствующий номер в очереди. И уже попытка каких-то людей со стороны подойти и сказать: вот мы стояли семьей в пять-шесть человек, – не получится", – пояснил тогда генеральный директор Большого театра Владимир Урин.
Тем не менее, как показало дальнейшее развитие событий, перекупщики все-таки нашли способ преодолеть этот барьер. Бороться с нелегальными интернет-продажами также непросто, ведь для блокировки сайтов, которые используют спекулянты, требуется решение суда.
Балетный критик Лейла Гучмазова убеждена, что руководство театра просто не может в одиночку положить конец спекуляциям. "Если мы будем судиться со всеми перекупщиками, мы только этим и будем заниматься. Ни работой, ни театральным процессом, ни художественным результатом, а только этим. Наверное должна быть какая-то структура, налоговая, исполнительная власть, которая за этим следила бы и помогала театру", – заявила Гучмазова.
В советское время спекулянты, продававшие билеты в Большой театр за валюту, рисковали получить двухлетний тюремный срок. В 1992 году статья "Спекуляция" была отменена, что значительно усложнило работу борцов с перекупщиками театральных билетов. По отзывам экспертов, доказать, что уличные продавцы билетов занимаются незаконным предпринимательством, теперь довольно трудно.