Фото: facebook.com/PermOpera
Большой театр показывает последнюю премьеру в уходящем сезоне – на Исторической сцене играют драматическую легенду Гектора Берлиоза "Осуждение Фауста" в постановке немецкого режиссера Петера Штайна. После серии из четырех спектаклей (с 22 по 25 июля) труппа уйдет на каникулы. Вслед за Большим на время летних отпусков закроется Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко.Фото: Анна Денисова
В музыкальном театре главным событием сезона, безусловно, стала "Травиата", поставленная в Перми. Уже того факта, что это спектакль Роберта Уилсона, хватило бы для попадания в разряд ключевых премьер. Но тут предельно лаконичная, кристаллически ясная режиссура вступила в какую-то даже не химическую, а алхимическую реакцию со звучанием, созданным Теодором Курентзисом. Он пустил по всей партитуре электрический ток такого напряжения, что порой становилось не по себе. Тандем создал идеальную для спектаклей Уилсона атмосферу – холодную и нервную одновременно, и над вершиной построенного дирижером и режиссером здания буквально парила Надежда Павлова, исполнительница главной партии. Она обладает не только голосом потрясающей красоты, но и редким исполнительским интеллектом, позволяющим ей распоряжаться всеми красками вокала, владеть театральной ситуацией, мгновенно приковывать внимание. Именно к ней в этой "Травиате" подключены все высоковольтные провода. Такого гармоничного, цельного и прозрачного оперного спектакля на моей памяти в России не было."Травиата" Пермского оперного театра. Фото: permopera.ru/Люси Янш
Зато без помощи европейских коллег были сделаны еще как минимум три заметных шага по расширению оперного репертуара. В частности, поставлен "Горебогатырь Косометович" Мартин-и-Солера на либретто Екатерины Второй в Эрмитажном театре (благодаря ансамблю имени той же императрицы), "Сервилия" Римского-Корсакова в Камерном театре имени Покровского (по инициативе Геннадия Рождественского она впервые полностью записана) и "Джованна ди Арко" Верди в Ростове-на-Дону. Не могу сказать, что эти спектакли безупречны, но они очень важны с исторической точки зрения.Фото: facebook.com/bartolicecilia
Фото: Владимир Постнов
Самые сильные музыкальные впечатления прошедшего сезона связаны прежде всего с событиями, прошедшими на фестивале Мариинского театра "Звезды белых ночей". Программа была сформирована так, что при взгляде на сводную афишу глаза разбегались от обилия концертов, спектаклей, оперных премьер и участия в них звезд мирового класса. В этом смысле Петербург летом превращается в одну из европейских музыкальных столиц.Пласидо Доминго на поклонах в Мариинском театре. Фото: facebook.com/mariinsky.theatre
Второе важнейшее событие "Звезд" – Анна Нетребко спела партию Эльзы в спектакле "Лоэнгрин" – старом-престаром, но недавно возобновленном на Новой сцене "Мариинский-2". Эльза стала первой вагнеровской партией в репертуаре певицы – весьма дерзкий шаг в смысле перемены амплуа. Несколько лет назад Нетребко перешла с колоратурного репертуара на драматический, что всегда сопряжено с большим риском для голоса и даже для репутации певца. И у Анны далеко не сразу все стало получаться. Только сейчас окончательно ясно, что она приняла правильное решение. Вагнера Нетребко пока еще поет, скорее, вердиевским, "итальянистым" звуком. Ну, то, что спела не совсем по-вагнеровски – так это даже было интересно, как-то по-новому раскрыло партию.Сцена из спектакля "Лоэнгрин". Фото: mariinsky.ru
К сожалению, по части режиссуры, в Мариинском театре дела уже давно обстоят не слишком радостно. Все время происходит какое-то "провисание" по сравнению с уровнем музыкального исполнения, и этот сезон не стал исключением. У театра до сих пор нет компетентных консультантов, которые были бы в курсе тенденций мирового оперного театра, и могли бы со знанием дела посоветовать, кого из европейских режиссеров стоило бы пригласить на постановки в Мариинский. Выбор режиссеров на постановки часто вызывает недоумение, порой даже оторопь: никакой логики в нем не прослеживается. И часто на постановку выбирают режиссера, который, что заранее очевидно профессионалам, просто не сможет справиться с задачей.Надежда Павлова. Фото: permopera.ru
Ярчайшее и драгоценнейшее впечатление нынешнего оперного сезона, если отвлечься от двух столиц, Москвы и Петербурга – это, конечно, "Травиата" Роберта Уилсона и Теодора Курентзиса в Перми, на Дягилевском фестивале. Спектакль был сделан, сыгран и спет настолько совершенно, что это было похоже на чудо. Идеальное, притом совершенно неожиданное сценическое воплощение "Травиаты": и по изысканной, холодноватой цветовой гамме пастельных тонов, типичных для Уилсона. И по композиции – каждая сцена статуарна, каждое движение выверено до микрона. Драгоценная гармония, возникшая между оркестром и сценой, то мягкое сопряжение, появившееся между музыкальным исполнением и визуальным рядом – дорогого стоило. А партию Виолетты просто замечательно спела сверхновая звезда – Надежда Павлова.Валерий Гергиев. Фото: Мариинский театр/Валентин Барановский
В рубрике "симфоническая музыка" стоит отметить зашкаливающее страстную интерпретацию Теодором Курентзисом Шестой симфонии Малера, которую оркестр musicAeterna сыграл на заключительном концерте Дягилевского фестиваля, а потом повторил в Москве в начале июля. Я присутствовала на репетициях симфонии – и это было отдельное, захватывающее переживание: когда на твоих глазах (и в ушах) сухая схема, запечатленная значками нот партитуры, начинала обретать смысл, интонацию, краски, пафос…Фото: facebook.com/leila.gouchmazova
В этом сезоне не обошлось без кадровых рокировок. Большой театр сделал громадное дело – переманил из Ла Скала на пост руководителя балета Махара Вазиева. Ради этого приглашения он прервал долгосрочный контракт с Ла Скала. Программа следующего сезона версталась без него, но подвижки, связанные с его деятельностью, уже налицо – молодежь Большого получила возможность вводиться в спектакли, появились новые имена и перспективы на будущее Большого балета.Диана Вишнева. Фото: https://www.facebook.com/MarkOlich/Mark Olich
Три фестиваля, не похожих друг на друга, прошли в Санкт-Петербурге. 15-летие отметил DanceOpen – по существу хорошая тусовка для профессионалов и любителей балета, которые имеют возможность раз в году встретиться, пообщаться, мастера дают мастер-классы начинающим. Получается это все душевно и на международном уровне. Состоялся фестиваль "Дягилев P.S.", известный тем, что планомерно и методично вводит искусство хореографии в музейный и научный контекст. Фестиваль OpenLook развивается на поле современного танца, современной хореографии. В этом году там была представлена большая русская программа."Анна Каренина". Фото: stanmus.ru/Михаил Логвинов
В этом сезоне все чаще возникают вопросы, связанные с финансированием театров. Очень сильно вредит отсутствие закона о меценатстве. Бюджет подсыхает, и никаких альтернатив не предвидится. Поэтому стоит задуматься о том, что логично было бы законодательными рычагами регулировать поддержку искусства бизнесом. Но у нас этого не происходит. Хочется надеяться, что когда-то все сдвинется с мертвой точки.Читайте также