Форма поиска по сайту

Метаморфозы "Щелкунчика": как создавался балет Петра Чайковского

Балет "Щелкунчик", 1966 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Ежегодно балет "Щелкунчик" собирает полные залы в театрах по всему миру. История о рождественском чуде, которое произошло в семье советника медицины Штальбаума, интересна зрителям всех возрастов. M24.ru расскажет, в каком театре впервые поставили "Щелкунчика", как создавалась партитура легендарного балета и в каких театрах Москвы в этом сезоне можно увидеть любимых героев сказки Гофмана.

Фото: ИТАР-ТАСС

От литературы к балету

В 1816 году немецкий писатель Эрнст Теодор Гофман опубликовал рождественскую сказку "Щелкунчик и мышиный король", ставшую впоследствии настольной книгой для миллионов мальчиков и девочек по всему миру.

Волшебные приключения крошки Мари Штальбаум – крестницы искусного чудака-мастера Дроссельмейера – и ее деревянного друга Щелкунчика, заколдованного мышиным королем, в свое время привлекла внимание директора императорских театров Ивана Всеволжского. Но, вынашивая идею постановки балета, Иван Александрович опирался не на оригинальное произведение Гофмана, а на литературное переложение, созданное Александром Дюма. К слову, автор "Трех мушкетеров" и "Графа Монте Кристо" сделал ряд творческих отступлений от сюжетного каркаса первоисточника. Работа закипела. Композитором двухактного балета "Щелкунчик" стал Петр Чайковский. Автором либретто - Мариус Петипа, являвшийся на тот момент главным балетмейстером Петербургской императорской труппы. Изначально обязательства по созданию хореографии также ложились на плечи Петипа, но в связи с болезнью последнего за эту работу взялся балетмейстер Лев Иванов. Именно ему принадлежит идея включить в финал первого акта танец снежных хлопьев.

Поначалу предполагалось объединение балета и оперы, в основе которой лежала пьеса Херца "Дочь короля Рене". Но позднее от этой идеи отказались, оперу решили ставить отдельно.

Результатом долгого кропотливого труда стала оригинальная партитура произведения, отличавшаяся по сложности от прочих работ для балета. Премьера "Щелкунчика" состоялась в декабре 1892 года в Мариинском театре. В балете задействовали воспитанников Петербургского императорского театрального училища.

Балет "Щелкунчик", 1984 год. Фото: ИТАР-ТАСС

В различных редакциях балета используются вариации партитур - сюжет сокращается, смещаются акценты в повествовании. В советские годы герои "Щелкунчика" были переименованы. Мари стала Машей, а Фриц – Мишей. Также по идеологическим соображениям праздник Рождества был вытеснен Новым годом.

Часто в различных редакциях балета главную героиню и вовсе именуют Кларой вместо привычной Мари (Марихен). Согласно оригиналу сказки, Кларой именуют куклу девочки. Однако во многих представлениях различных театров кукла исключена из действия.

Сцена из балета "Щелкунчик" в Мариинском театре. Фото: ИТАР-ТАСС

Балет "Щелкунчик" имел оглушительный успех. Его ставили в Большом театре (премьеры – в 1919 и 1939 годах), Мариинке (1923, 1929, 1934), New York City Ballet (1954), Ballet Royal de Suède (1967).

В балете, появившемся в репертуаре Ленинградского Кировского театра (Мариинка) в 1934 году, партию Маши танцевала Галина Уланова. Партию Щелкунчика в Американском театре балета танцевал Михаил Барышников (1977). Он же отвечал за хореографию в постановке. На сцене Большого театра партии Французской куклы (1993), Щелкунчика-принца (1995) исполнил Николай Цискаридзе. В 2009 он танцевал Дроссельмейера в Парижской национальной опере.

"Щелкунчик" наших дней

Фото: kremlinpalace.org/

Где: театр "Кремлевский балет"

Когда: 18 января, 2 февраля; начало – в 19.00

Стоимость билетов: от 1000 до 3000 рублей

Художник-постановщик, народный артист РФ Андрей Петров продолжает одну из основных художественных линий "Кремлевского балета", сохраняя и переосмысливая классического балетного наследия. Премьера "Щелкунчика" Петрова состоялась в 1993 году. С тех пор на сцене театра показали более 300 представлений.

Художник-постановщик признался, что его замысел "восходил к сказке Гофмана как фантастической основе музыки Чайковского". В постановке сочетаются классическая хореография и гротеск. За музыкальное сопровождение отвечают Государственный симфонический оркестр "Новая Россия" под руководством Юрия Башмета, а также ансамбль солистов "Новая классика".

Фото: teatr-sats.ru/

Где: детский музыкальный театр Натальи Сац

Когда: 31 декабря; начало – в 12.00

Стоимость билетов: от 1500 до 2500 рублей

Постановка "Щелкунчика" в детском театре Сац – дебютная работа Николая Цискаридзе. Для юных зрителей он выбрал редакцию Василия Вайнонена. Декорации созданы немецким художником Эрнстом Гейдебрехтом, который задался целью воссоздать на сцене уют старинного дома. Премьера балета состоялась в декабре 2011 года.

Фото: stanmus.ru/

Где: Музыкальный академический театр имени К.С. Станиславского

Когда: 29, 30, 31 декабря, 2, 3 января; начало – в 12.00 и в 19.00

Стоимость билетов: от 2000 до 6000 рублей

Создатели балета в музыкальном театре Станиславского старались следовать оригинальной партитуре "Щелкунчика". Действие на сцене разворачивается вокруг огромной елки, под пушистыми ветвями которой бушуют нешуточные страсти. Зрителей ждет встреча с мышиным королем, храбрым Щелкунчиком и его верными друзьями. Хореография – Василий Вайнонен, художник-постановщик – Владимир Арефьев.

Фото: bolshoi.ru

Где: Большой театр

Когда: 28, 29 декабря, 7 января; начало – в 12.00, 19.00

Стоимость билетов: от 4000 до 50 000 рублей

Премьера "Щелкунчика" в нынешней его вариации состоялась в Большом театре в марте 1966 года. Либретто написано Юрием Григоровичем, который также является хореографом-постановщиком балета. Над постановкой Григорович работал совместно с Симоном Вирсаладзе.

"Щелкунчик" в ГАБТе является в некотором роде философским осмыслением периодов взросления главных героев.