Театральная площадь 19 века. Фото: ИТАР-ТАСС
Международный День театра отмечают 27 марта. В Москве сейчас функционируют порядка 300 театров: классические репертуарные и новаторские современные, государственные и частные, молодежные и детские.
Почему первые спектакли в царском театре называли "позорищем", зачем в центре города практически одновременно возвели Большой и Малый театры, как появилась чайка на фасаде МХТ имени Чехова, и в здании какой гостиницы изначально планировали разместить частную оперу Саввы Мамонтова – об этом вы узнаете в нашем материале.
Здесь раньше располагался Потешный дворец. Фото: предоставлено Ларисой Масловой
Потешный дворец в Кремле. Посмотрел спектакль – смывай грех в банеСамым первым театром в Москве стал Потешный дворец, располагавшийся на территории Кремля. Появился дворец в 1672 году во времена Алексея Михайловича – отца Петра I. Это здание сохранилось до наших дней – розовая постройка рядом с Троицкой башней. Ныне там комендатура Кремля.
Как театр Потешный дворец использовали около четырех лет. Спектакли здесь шли не регулярно и только для избранных зрителей. Представления называли "позорищем" (по некоторым источникам, от слова "узреть" - прим. ред.). Сам Алексей Михайлович, человек набожный, считал спектакли чем-то противоречащим религиозным догмам, и после посещения театра публика спешила в баню – смыть грех.
После смерти Алексея Михайловича театр в жилых палатах закрыли.
Красная площадь, на которой когда-то располагалась "Комедиальная хромина". Фото: ИТАР-ТАСС
"Комедиальная храмина". Как Петр I прививал москвичам любовь к театруВ 1702 году на Красной площади появился еще один театр – "Комедиальная храмина". Основал его Петр I, незадолго до того, как заложил Санкт-Петербург. С помощью театра Петр нес культуру в массы, но терпел регулярные поражения, так как массы активно сопротивлялись. Правитель не сдавался: приглашал на смену немецким актерам польских и чешских, чтобы язык был понятнее, учил актерскому мастерству русских, сделал цены на билеты доступными.
Федор Волков. Фото: предоставлено Ларисой Масловой
Первый частный театр Федора Волкова и театр при Московском университете. Спектакли в сеняхИсторию российских театров принято вести с 1756 года, когда вышел указ Елизаветы Петровны об учреждении русского театра. Тогда же звание первого русского придворного актера было присвоено выходцу из Костромы Федору Волкову.
Самодеятельный театр императрице понравился, она определила актеров на несколько лет в кадетский корпус для обучения и назначила им казенное содержание. А четыре года спустя был издан императорский указ об учреждении русского театра, а самому Федору Волкову было присвоено звание первого русского "придворного актера".
В соответствии с указом императрицы театр в Москве стал формироваться при Московском Университете, созданном годом ранее. И уже в первый день рождения Университета 26 января 1756 года состоялся первый публичный спектакль. Достоверной информации о месте проведения спектакля не сохранилось, но есть версия, что играли его прямо в сенях Университета.
Большой театр. Рисунок А. Пере, 1825 г. Фото: предоставлено Ларисой Масловой
От Малого до БольшогоНовое здание для императорского театра построили только в 1806 году на Арбатской площади, в той ее части, где сейчас установлен памятник Гоголю. Здание проектировал архитектор Росси. Еще в августе 1812 года в этом здании шли спектакли, а уже в начале сентября французы вошли в Москву, и город заполыхал. В результате и это здание театра постигла печальная участь его предшественников – он сгорел.
Большой театр, 1925 г. Фото: ИТАР-ТАСС
Здание Малого театра на тот момент принадлежало купцу Варгину, но позже было выкуплено государством. Большой же сразу строился на казенные деньги.
Малый театр. Фото: ИТАР-ТАСС
Кстати, этот театральный сезон Малый театр обозначает как 258-й, а Большой только как 238-й. Причина в том, что ГАБТ свою историю решил отсчитывать с года строительства здания. А его театральный собрат – с момента подписания указа Елизаветой Петровной.
Театр Корша в Петровском переулке. Рентабельное искусствоВ конце 19 века императорскую монополию на театры отменили. В итоге каждый мог создавать свой театр. Появились люди, пожелавшие делать на этом деньги.
В 1882 году Федор Корш основал свой театр, который поначалу назывался Русским драматическим. Здание для этого театра было выстроено в Петровском переулке на земле братьев Бахрушиных и на их средства. Архитектор Чичагов выстроил для театра великолепно оформленное и уникальное в плане технического оснащения здание. В нем имелось даже электричество – большая редкость для того времени.
Репертуарная политика театра Корша также была уникальной. Каждую пятницу театр устраивал премьеру. Наиболее удачные спектакли включал в репертуар. А еще новатор-Корш первым начал давать утренние спектакли по более низким ценам за билеты, привлекая в театр студентов и другую малобюджетную публику. Это был крайне редкий для нашей страны случай, когда театр приносил доход своему владельцу. Но в 17-м году Корш тяжело заболел и весьма во время прямо перед революцией продал свой бизнес. После революции театр национализировали, в 30 годы в этом здании разместился филиал МХАТ. Сейчас в этом великолепном недавно отреставрированном здании работает не менее новаторский театр Наций Евгения Миронова.
МХТ имени Чехова. Фото: ИТАР-ТАСС
Московский Художественный театр. Чайка на фасадеСерьезную конкуренцию театру Корша составил Московский художественный театр, возникший в 1898 году. Рождению МХТ предшествовала знаменитая встреча К.С. Станиславского и В.И.Немировича-Данченко в "Славянском базаре". Два великих театральных мастера решили создать свой собственный новый современный театр.
Драматично складывалась судьба этого театра в советское время. Случались у него и взлеты и падения. Сразу после революции театр был признан соответствующим духу времени, довольно быстро получил статус академического и практически стал главным драматическим театром страны. Однако после ухода из жизни Станиславского и Немировича-Данченко, оставаясь формально главным, но, не имея источников внутреннего развития, театр постепенно старел и терял своих зрителей. В середине 60-х годов он был уже мало кому интересен.
МХАТ имени Горького. Фото: предоставлено Ларисой Масловой
Вторым периодом расцвета МХАТ стали 70-80-е годы прошлого века, когда в театр пришел Олег Ефремов, а затем, в начале 90-х еще раз новую жизнь в театр вдохнул Олег Табаков. К сожалению и в эти времена не все шло гладко – в конце 80-х МХАТ разделился. И сейчас прямыми потомками театра, созданного когда-то Станиславским и Немировичем-Данченко, являются два коллектива: Московский Художественный театр имени А.П.Чехова в Камергерском переулке и сохранивший историческое название Московский Художественный Академический театр имени М.Горького на Тверском бульваре.
"Стасик" - родной брат МХАТЧто же касается давней истории, то здесь нельзя не вспомнить и о родном брате Московского Художественного театра – Музыкальном театре имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко - "Стасике", как любовно называют его зрители. Театр существовал поначалу как две самостоятельные оперные студии, одной из которых руководил Станиславский, а другой – Немирович-Данченко, поскольку двум великим людям был тесно в рамках одного драматического и к тому же академического театра. Каждому хотелось работать самостоятельно и по возможности свободно. Только после смерти Станиславского обе студии объединились, и в начале сороковых получили статус театра.
Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. Фото: ИТАР-ТАСС
К слову, на рубеже 19 – 20-го веков в Москве существовали две другие очень популярные оперные студии Саввы Мамонтова и Сергея Зимина. Об одной из них расскажем подробнее.
Гостиница "Метрополь" вместо частной оперы Саввы МамонтоваВ конце 19 века создал свою частную оперу известный предприниматель, владелец Северной железной дороги и меценат, заядлый театрал, Савва Мамонтов. Опера Мамонтова была настолько популярна, что по праву конкурировала с Большим театром.
Гостиница "Метрополь". Фото: ИТАР-ТАСС
Великолепная оперная труппа существовала, а собственного театрального здания у нее не было. И Мамонтов, будучи человеком не бедным и очень предприимчивым, взялся за строительство собственного театрального здания с огромным залом на 3000 мест прямо по соседству с Большим и Малым театрами.
Алла Панасенко