Фото: facebook.com/bolshoitheatre
Год назад, когда Владимир Урин рассказывал прессе о планах на грядущий сезон, упоминание имени Тимофея Кулябина вызвало среди собравшихся неоднозначную реакцию, но в равной степени выражающую интерес: как руководство Большого решилось пригласить на постановку недавнего ньюсмейкера и каких новых провокаций ждать от молодого режиссера?Фото: facebook.com/bolshoitheatre
Его появление вызывает некоторое недоумение – что могло привлечь в этом тюфяке Норину, девушку независимую, творящую судьбу своими руками? В откровенном разговоре со своим братом, предприимчивым Малатестой, она берет в кавычки слова "vero amore", что сигнализирует зрителю: у истории с жульничеством, в которое оказывается втянут Паскуале, есть послесловие, и жертвой запросто станет уже сам наивный Эрнесто. Циничность в образах Малатесты и Норины доведена до предела. Кульминационным моментом в драматургии оперы, как правило, считают сцену оплеухи: Норина в порыве деланого гнева на мужа так увлекается, что взаправду бьет Паскуале. В этот момент тема модулирует в минор ("E finita, Don Pasquale"), и начинается ларгетто, в котором слышатся страдания обманутого старика и раскаяние девушки. Но Кулябин не следует за композитором, оставляя жертву наедине со своими печалями. А Норина – дитя информационной эры, холодная, рассудочная, циничная только потирает ушибленную руку.Фото: facebook.com/bolshoitheatre
Поменяв все векторы и нейтрализовав положительных героев, Кулябин обнаруживает в опере Доницетти мотивы, напоминающие "Севильского цирюльника" Россини (кстати, эти два шедевра действительно сравнивали современники и музыковеды последующих эпох), и публике так же остается симпатизировать Малатесте (в программке он значится как специалист по фандрайзингу и доверенное лицо Паскуале), как и изворотливому Фигаро. Но у главной партии любви и обмана Кулябин обнаруживает побочную – социальную, намекающую на обыденную ситуацию, когда делами слабохарактерного мужа начинает варварски заправлять некомпетентная супруга. В постановке эта тема обусловлена выбранным Кулябиным местом действия: Паскуале встречается и вступает в брак в стенах римского университета Святого Иеронима, своей alma mater. Здесь готовятся к торжествам по случаю юбилея президента – немые сотрудники учреждения методично готовят зал к празднику. Стилистику раута меняет неуемная Норина. Ощутив вкус власти, она уничтожает академизм, а взамен предлагает клубный "кислотный" стиль с соответствующей шоу-программой. Робкий преподавательский состав послушно надевает издевательские рожки с помпончиками, чтобы потом демонстративно избавиться от них. Протест закончится массовой отставкой, и Дон Паскуале не останется ничего другого, как под морализаторское трио поднимать с пола бейджи бывших коллег.Читайте также