Большой театр отмечает 225-летие Джоаккино Россини оперой "Путешествие в Реймс". Первыми ее увидели жители района Олимпийской деревни: два года назад после открытия "Филармонии-2" они получили доступ к культурным событиям без долгих поездок в центр. Площадка набирает обороты, приглашает самых интересных музыкантов современности. Команда Большого театра не стала исключением. Всего было запланировано три показа "Путешествия в Реймс", финальный состоится 31 января на исторической сцене Большого театра. Фото: Московская филармония/Владимир Волков
Для дирижера Тугана Сохиева это не первое обращение к партитуре реформатора итальянской оперы, однако артистам Большого театра еще не приходилось сталкиваться с задачей такой сложности. После оркестровой репетиции музрук театра рассказал, в чем заключается его интерес к этому произведению Россини, с какими сложностями пришлось столкнуться на этапе подготовки полуконцертного исполнения, и о роли приглашенного режиссера Алексея Франдетти. "Мы очень рады, что возвращаемся к такому замечательному композитору, как Россини. Нам не хватает его в репертуаре. Зрителю не хватает его музыки, полной энергии, позитива. Певцы получают колоссальное удовольствие от пения россиниевских колоратур, от замечательного ансамблевого исполнения. Проведенная театром работа, безусловно, идет на пользу. Уверен, что мы будем чаще возвращаться к этому композитору.
Партитуру "Путешествия в Реймс" я знаю очень хорошо – в свое время выпускал ее в Мариинском театре с режиссером Аленом Маратра, видел множество постановок в Европе. Она переживала и продолжает переживать Ренессанс. У этой оперы своя история. Написанная к коронации Карла X, музыка "Путешествия в Реймс" потом была использована в "Графе Ори", а о первоисточнике забыли. Да, композитор не дал замечательному музыкальному материалу потеряться, но как законченное произведение он пролежал в архивах до конца 70-х годов XX века. Фактически, оперу обнаружили тридцать лет назад. В 1984 году Клаудио Аббадо исполнил ее в Венской опере. Затем последовала постановка в Пезаро. Все крупные оперные дома показали "Путешествие в Реймс". Мы очень рады, что теперь оно пришло и в Большой театр.
Фото: Московская филармония/Владимир Волков
Питерскую постановку я выпускал совместно с Академией молодых певцов Мариинского театра (ее привозили в Большой театр, потом показывали во Франции в Шатле и даже записали). В этот раз среди участников не только российские солисты из Большого театра, но и иностранные гости. Джон Осборн – один из лучших исполнителей россиниевских партий, Марианна Пиццолато тоже славится исполнением этого замечательного композитора. На самом деле очень сложно найти колоратурное меццо-сопрано с беглым голосом, способное спускаться в низкий регистр. На сегодняшний день это редкость. И мы рады, что эти артисты нашли время и приехали к нам. Марианна Пиццолато два раза выступала в Москве, но и для нее, и для Джона Осборна это дебют на сцене Большого театра. Джованни Фурланетто уже хорошо известен столичной публике – он пел в опере "Дон Паскуале".
Мы соединили наши силы, подключили лучшие ресурсы: Ольгу Кульчинскую, Игоря Головатенко. В этом спектакле поют также и воспитанники молодежной оперной программы, то есть задействованы все силы театра. Музыкальная сплоченность позволяет нам осуществить этот проект Россини, потому что слитность, собранность и взаимопонимание этих голосов – гарантия успеха сложнейшего номера Gran Pezzo Concertato для четырнадцати голосов a capella, где необходимо, чтобы все голоса сливались. Мы долго собирали их в один общий звук, и мне кажется, у нас начинает получаться.
В "Путешествии в Реймс" почти два десятка солистов. Мы подумали, что просто стоять на сцене с клавиром в руках и петь такую яркую музыку – неправильно, и внесли какие-то элементы, хотя играем отношения, прописанные Россини. Алексей Франдетти, талантливый молодой человек и интересный режиссер, здорово нам помог. Музыкальный, чувствующий партитуру, артистов Франдетти обладает вкусом, не переходит за грань, когда уже не видно композитора. Мы попросили Алексея, не вмешиваясь в ткань партитуры Россини, донести до нас эту историю. Если эта зимняя серия пройдет успешно, мы, может быть, повторим ее позднее".
Фото: Московская филармония/Владимир Волков